СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

5 уроков перехода в онлайн: опыт Калифорнийского университета Беркли

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Игорь Чириков

SERU Director and Senior Researcher в UC Berkeley



Российские вузы ожидаемо готовятся к переходу на дистанционные форматы обучения для борьбы с коронавирусом. Калифорнийский университет Беркли, в котором я работаю, перевел все занятия в онлайн неделю назад. Я решил систематизировать наш небольшой опыт, возможно он окажется полезным российским вузам, студентам и преподавателям. На данный момент наша ситуация похожа на другие американские университеты:

  • Большинство очных курсов переведены в онлайн-формат с 10 марта до конца семестра. Там, где онлайн формат невозможен (творческие, спортивные, лабораторные занятия) рекомендуется минимизировать очные занятия, контакт между студентами.
  • Все крупные мероприятия на кампусе отменены или переводятся в онлайн-формат.
  • Студентам разрешено покинуть кампус (общежития) и жить дома до конца учебного года, с возмещением стоимости проживания. Большинство студентов уже уехали.
  • Сотрудники максимально переведены на дистанционный режим работы из дома, им не рекомендовано приходить в офис.
  • Закрыты школы и детские сады, поэтому сотрудникам с детьми предложен трехнедельный оплачиваемый отпуск в дополнение к основному.
  • Кампус пока открыт, но вчера было обнаружен первый кейс заражения у аспиранта-социолога, поэтому есть риск, что скоро и кампус закроют.

Вот что мне удалось понять за эту неделю — 5 уроков.

1. Приоритет при переходе на дистанционные формы — это здоровье и благополучие студентов, преподавателей и сотрудников



При планировании новых форматов не стоит забывать, ради чего все затевается. Переход в онлайн нужен не для того, чтобы студенты лучше учились, а преподаватели эффективнее учили. Этот переход нужен для того, чтобы минимизировать риски заражения и распространения вируса. Преподаватели и без того перегружены, переживают стресс от эпидемии, не нужно обременять их требованиями осваивать новые платформы и эффективные техники преподавания в онлайн-среде. Все это стоит оставить для более спокойного времени. Студентам тоже непросто перестроиться. Не у всех есть доступ к хорошему интернету и компьютеру вне кампуса, многие совмещают учебу с работой, где тоже происходят значительные изменения, все тоже переживают из-за эпидемии. Преподавателям не стоит ожидать от студентов подвигов, повышенной мотивации и быстрого освоения новых форматов.

2. Главный вызов — оперативная коммуникация новых процедур и правил игры



Самое трудное при переходе в онлайн — это не перенести материалы курса и общение со студентами в дистанционные форматы (для этого есть много разных инструментов, которыми уже пользуются многие студенты и преподаватели). Главный вызов — это избежать неразберихи, т. е. оперативно и подробно сформулировать новые правила игры и рассказать о них преподавателям и студентам. Здесь российским вузам придется тяжело, потому что они исторически более централизованные, а, следовательно, дольше адаптируются к шоковым ситуациям, пока информация уточняется и проясняется «наверху». В Беркли на уровне университета в целом были заданы лишь общие правила (курсы переводятся в онлайн, до 30 марта не разрешается учитывать посещаемость онлайн-занятий в оценке), а преподаватели и программы сами определяли, в каком формате выстраивать взаимодействие со студентами. Соответственно, каждый преподаватель должен был оперативно решить и оповестить студентов, какие изменения будут в его курсе, как изменится график занятий, темы, материалы, оценивание, роль учебных ассистентов и т. п. У студентов как можно быстрее должно не остаться вопросов, что именно будет происходить с их проживанием и обучением.

В Беркли нет единого формата дистанционного обучения, каждый преподаватель выбирает формат самостоятельно. Наиболее распространенные форматы лекций:

  1. course capture (когда преподаватель читает лекцию в аудитории, которая оборудована камерами, и после лекции запись выкладывается в LMS),
  2. живая лекция в Zoom (студенты могут задавать вопросы в чате или голосом),
  3. самостоятельное изучение материалов студентами без «говорящей головы».

Наиболее распространенные форматы семинаров:
  1. живой семинар в Zoom (там можно организовать работу по группам, интерактивные обсуждения и т. п.),
  2. Q&A на странице курса в LMS,
  3. ответы на вопросы студентов в формате записанного видео.

3. Университет должен обеспечить минимальную инфраструктуру для перехода в онлайн



В Беркли в прошлом семестре уже были отключения электричества из-за лесных пожаров, и кампус закрывали на несколько дней. Для того, чтобы лучше подготовиться к таким ситуациям была сформирована рабочая группа по преподавательской резильентности (способности противостоять неблагоприятным условиям внешней среды). По итогам работы этой группы уже были отработаны процедуры для перехода к дистанционным форматам: загрузка записей лекций в LMS (в Беркли используется Canvas), размещение всех материалов и коммуникаций онлайн и т. п. Важная вещь, которую вузы могут сделать оперативно — обеспечить преподавателям платные аккаунты в сервисах видеоконференцсвязи. Беркли сделал всем сотрудникам платные аккаунты Zoom, в которых разрешено большое количество участников и нет ограничений на продолжительность онлайн-сессий. Университетский центр преподавания и обучения проводил регулярные сессии ответов на вопросы о работе системы, в местной преподавательской рассылке были десятки писем с вопросами, ссылками на лучшие практики и т. п. Вообще из всех платформ для видеосвязи, которые я пробовал, Zoom самая функциональная и стабильная.

4. Вызовы для студентов: доступ к интернету и месту для занятий; стресс от обучения в новом формате; чувство одиночества из-за внезапной социальной изоляции



Из разговоров со студентами и переписки в преподавательской рассылке выделяются три главных опасения у студентов, на которые нужно будет реагировать.

Во-первых, не у всех студентов есть доступ к компьютеру, высокоскоростному интернету и месту для обучения вне кампуса. Некоторым студентам предоставляли университетские ноутбуки до конца семестра.

Во-вторых, переход на новый формат обучения не всем дается легко. Студентам не нравится, что некоторые преподаватели увеличивают количество заданий для контроля усвоения материала; требуют включать камеру при выполнении заданий (не у всех обстановка дома позволяет включить камеру). Студенты переживают, что в новом формате не могут учиться так же эффективно, им сложнее участвовать в онлайн-дискуссиях.

В-третьих, многим студентам одиноко из-за потери чувства места: большинство студентов жили на кампусе, теперь разъехались по домам. Дополнительные факторы стресса: переживания по поводу самой эпидемии (как не заразиться самим, не заразить других, в том числе пожилых родственников), финансовые трудности из-за отменившихся проектов или графика работы. Многим студентам обидно, что отменились обменные программы, к которым они долго готовились.

5. Вызовы для преподавателей: технические вопросы Zoom; как изменить систему оценивания; как бороться со списыванием



Во-первых, в первые дни было много вопросов о технической стороне работы Zoom (как сделать так, чтобы студенты видели доску и слайды, как организовать запись) и очень помогали ответы других преподавателей и сотрудников центра преподавания и обучения.

Во-вторых, с онлайн форматом большие вопросы возникают по тому, как проводить контрольные и экзамены. Некоторые преподаватели предлагают перейти в этом семестре на систему зачет/незачет (но тут могут быть трудности).

В-третьих, обсуждаются наиболее простые форматы для борьбы со списыванием и совместным выполнением работ: дать мало времени на экзамен, усложнение экзаменационных заданий, увеличить банк заданий, разрешить пользоваться материалами.

Бонус: позитивные эффекты от перехода в онлайн. При всех печальных обстоятельствах, этот глобальный переход университетов в онлайн — удивительный естественный эксперимент, который нам только предстоит осмыслить



Преподаватели отмечают некоторые неожиданные плюсы новой системы:

  • посещаемость семинаров выросла
  • в режиме видеоконференции легче услышать, что говорят студенты, даже если они говорят тихо.
  • если преподаватель остается онлайн после занятия, многие студенты пользуются этим, чтобы поговорить, и получаются очень интересные разговоры.
  • наличие функции чата в Zoom позволяет учебным ассистентам отвечать на вопросы студентов, пока преподаватель читает лекцию, добавлять ссылки на разные материалы.

Коллеги, если есть какие-нибудь вопросы по переходу на дистанционные формы, буду рад помочь и рассказать подробности того, что происходит у нас. Кроме того, всем очень советую присоединяться к онлайн-семинару Института образования Вышки «Высшее образование в условиях эпидемии: возможности цифровых технологий» (во вторник 17 марта) https://ioe.hse.ru/announcements/348 639 641.html?fbclid=IwAR02Sdj0gcH3Y3XshFOH33KnjOM3hhdJLuwuVvoyUygqYww11T2PZUqT4fE