Новости

От детей к родителям: навыки XXI века

Проект «ЗНАТЬ» о современных детях, образовании и проблемах XXI века на образовательном кластере для школьников «Коммуникация» фестиваля-игры «Столица будущего».


image
Анна Авраменко, Руководитель проекта «Знать»



— Что такое навыки XXI века и зачем их развивать?
— Навыки 21 века — современные навыки, по сути, организации себя в пространстве. Они помогают не просто «наращивать», тренировать собственные компетенции, обретать какие-то специальные знания, а скорее организовывать себя в окружающем мире и, конечно же, понимать суть вещей.

Современный мир — по сути информационная лавина. Человеку порой очень сложно понять, что происходит с ним, вокруг него, какие информационные потоки на него влияют, а какие уже нет. Где он поступает самостоятельно и свободно, а где стал зависим от информационных влияний окружающего пространства. В голове от переизбытка информации создается постоянный хаос. При этом современному человеку также необходимо часто, с завидным постоянством, делать ответственные выборы, принимать решения в ситуации постоянной нестабильности, когда все может измениться в любой момент времени. Получается, что современный человек как бы переполнен информацией, а при этом совершенно может быть потерян во время непосредственного принятия решения.

Ему приходится часто действовать творчески, спонтанно — отсюда первый навык «Креативность». Человек также должен понимать, что не все решения приведут к успеху, а если его решения к этому привели, то стоит задуматься о причинах этого успеха, отсюда следующий навык — «Критическое мышление». Ну и современный человек не может быть эффективен в одиночку, просто хотя бы потому что вызовы современного мира для одного человека слишком тяжелы — отсюда вытекают 2 других навыка: «Коммуникация» и «Командность».

— А что было раньше? И почему вы этим занимаетесь и считаете, что сейчас это особенно актуально?
— Мы считаем, что и раньше данные навыки вполне себе развивались. Особенно в рамках школы, ведь если посмотреть в прошлое, у школьной системы образования есть очень много качественных методичных наработок. Все новое — хорошо забытое старое. Однако в современном мире сдвинулся фокус на личность, индивидуальность. При этом стоит не забывать о том, что при всей своей индивидуальности человек — биосоциальное существо, ему необходимо научиться жить в согласии с другими людьми. В современном мире вопросы данных навыков скорее стал более актуальным, более выпуклым, ярким, необходимым.

Однако при разработке собственных методик и подходов, упражнений, мы зачастую использовали опыт специалистов 80х-90х и более ранних лет.

Мы занимаемся развитием навыков «Коммуникации» и «Эмоционального интеллекта», так как современный мир — сложная система взаимодействий. Вы, возможно, сами замечали, что нет единых решений для похожих ситуаций. А также замечали, как важно в современном обществе не просто что-то уметь делать, но и успешно адаптироваться в социуме, строить активных и рабочие связи, налаживать коммуникацию. Даже банальный поиск работы или института происходит уже не по стандартным схемам, а по принципу поиска «собственной среды», среды, в которой мне как личности будет хорошо, комфортно и уютно, где я смогу максимально творчески себя проявить и показать с лучшей стороны. По сути, люди в изобилии современного мира склонны, как нам кажется, менять среду на более благодатную для себя. Но для того, чтобы понимать, какая среда «твоя», чтобы строить эти самые эффективные связи, необходимо осознавать себя, осознавать других, уметь слушать и слышать. По сути мы и развиваем именно это в своей работе.

image

— Какие советы по развитию метапредметных навыков у детей вы дадите родителям?
— Если советовать что-либо родителям, то можно сказать всего 2 вещи: «Слушать и слышать своих детей» и «Любить». Каждый из нас проходит очень сложный и уникальный путь, на этом пути встречается множество препятствий. И если предыдущее поколение (из теории поколений) — поколение героев-одиночек, способных преодолевать препятствия, то современные школьники сверхкоммуникативны. Им важно обмениваться мнениями, взглядами, искать ролевые модели, подражать, использовать чужой социальный опыт, наращивать свой. Современным детям важнее видеть искреннего человека, настроенного на диалог, коннект, коммуникацию. Если советовать что-либо родителям, то постараться стать для своих детей истинным примером. Той ролевой моделью, на которую школьник захочет ровняться. А это происходит только когда мы «Слушаем и слышим» и еще «Любим».

Если говорить о том, как диагностировать и развивать навыки, я думаю, тут в помощь очень большое количество ресурсов. Например, наш фестиваль-игра «Столица будущего», который проходит в рамках Московского международного форума «Город образования». Более того, если родители сами попробуют участвовать в данных фестивалях, мы уверены, они найдут для себя массу интересного, полезного, увлекательного. Наверное, главный фокус внимания при диагностике и развитии навыков коммуникации — верить, что нет предела совершенству, не уставать и продолжать собственные поиски.

— Какие у вас есть успешные разработки?
— Если говорить об успешности разработок и кейсов, то хочется привести в пример что-то яркое, полноценное, глобальное. Мы можем сказать, что в нашем опыте уже есть кейс — создание социального проекта изменения коммуникативной среды в государственных школах. Сейчас перед современной школой стоят огромные амбициозные задачи по изменению и повышению прежде всего качества образования, но также и по созданию персонализированных систем обучения и подходов к учащимся. Мы понимаем также, что порой школы весьма ограничены в собственных ресурсах, будь они человеческими или материальными. Впрочем, такая проблема существует не только в школах, в любом деле или бизнесе у людей не хватает порой ресурсов для ярких изменений. Наши подходы и методики позволяют, грубо говоря, «менять сознание» участников, тем самым создавая рабочие среды, эффективные команды, увеличивая, наращивая потенциал команды.

Мы создали социальный проект на основе собственных методик и защитили его в нескольких государственных учреждениях. Суть проекта — обучение всех участников образовательной системы новым навыкам коммуникации, изменение восприятия собственной роли в образовательном процессе, смена пассивных ролей на активные и обучение принципам «позитивной среды» и «единого информационного поля», Проект начался в феврале 2019 года, но мы уже видим огромные сдвиги, изменения в данных образовательных учреждениях. Они сплошь позитивные. Очень интересно наблюдать за тем, как меняется энергетика, атмосфера внутри, что тянет за собой ряд других позитивных изменений: появление сил для творчества, желание созидать, желание достигать совместных целей, постепенный и последовательный успех.

—  Какой проблеме вы хотели бы уделить особое внимание?
— Если говорить о проблеме, которую хотелось бы поднять, наверное, это была бы проблема неоднозначности оценок и критериальность. Мы нередко на тренингах уже со взрослой аудиторией сталкиваемся с проблемой, что люди понимают, что человека невозможно описать, познать с помощью критериев и тестирования. Зачастую бывает результат такой деятельности — неверное истолкование результатов. А бывает, что человека «берут» в компанию на основе каких-либо компетенций, но неверно расставляют приоритеты. И получается абсолютно нерабочая схема.

Одним словом, все вроде понимают, что человек не набор критериев, с другой стороны, другими инструментами не обладают.

Мы же предлагаем иной подход — научиться понимать процессы принятия решений, процессы обработки и обмена информацией между людьми. Быть внимательным к чужим проявлениям (при этом точно зная, на какие именно проявления каждому стоит обращать внимание), мы как бы выстраиваем индивидуальную систему координат для каждого человека. При этом эта система координат весьма естественна, так как человек с детства ей пользуется, мы лишь помогаем сделать его инструмент более осознанным.

Выстроив эту систему координат, сделав ее осознанным для человека, мы по сути избавляем его от вечных вопросов: «А как именно мне оценить тот или иной поступок/поступившую информацию», после подобных тренингов, занятий, человек очень легко может ориентироваться прежде всего в своей собственной жизни. А от этого постепенно приближаться к счастью.