СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Как перевести креативное образование в онлайн

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!


До карантина в университете креативных индустрий Universal University не было онлайн-обучения, за исключением отдельных модулей на ряде программ. Среда, атмосфера, живое взаимодействие всегда были важными факторами для образовательного процесса. В условиях карантина и самоизоляции сотрудники и преподаватели университета буквально за неделю перестроились на онлайн-формат. О том, как это происходит, рассказали академический директор Universal University Соня Смыслова и директор по студенческому опыту Мария Косяк.

Гибкость в принятии решений


Соня Смыслова

академический директор Universal University


Мария Косяк

директор по студенческому опыту Universal University

Сейчас в университете учится примерно 6000 студентов в год, работает порядка 1000 преподавателей и почти 250 сотрудников администрации. Чтобы убрать лишние барьеры в принятии решений, сохранить гибкость и маневренность, мы последние полгода развивали функциональное лидерство. То есть у руководителей департаментов стало больше полномочий и ответственности. И это стало мощным стимулом для нас, так как мы могли действовать очень быстро. Нам в каком-то смысле повезло, что все эти организационные изменения мы успешно внедрили до карантина.


Кроме того, в Universal University существует Дирекция студенческого опыта. Она объединяет сразу несколько департаментов и позволяет держать руку на пульсе по всем вопросам, связанным со студентами и преподавателями. Это также помогло нам быстро скоординироваться и выработать план.

Команда и коммуникации

Нельзя недооценивать человеческий фактор. Вовлеченность сотрудников, их готовность сделать больше, чем возможно, помогли нам совершить практически квантовый скачок. За короткий период, работая удаленно, нам удалось запустить новые процессы, переосмыслить и начать тестировать новые подходы и форматы. И самое ценное во всем этом, что несмотря на нагрузки, команда университета находится на подъеме. Этот вызов нас всех сплотил.

Также, конечно, все это было бы невозможно без поддержки и определенной доли авантюризма наших кураторов и преподавателей. Все-таки практики из креативных индустрий (а это и есть ключевой состав наших преподавателей) — это особая категория людей с гибким мышлением и быстрой реакцией.
И мы очень благодарны студентам, потому что получаем от них обратную связь. Мы честно сказали, что что-то может пойти не так, что-то может не сразу получиться, но мы оперативно реагируем на все вызовы. Многие студенты даже оказались рады временной возможности поучиться онлайн.

С 16 по 23 марта у нас было запланировано 430 занятий, из которых в первую неделю мы провели в онлайн более половины. Эта была пилотная неделя. Дальше мы будем переводить в онлайн 80−85% занятий (в период карантина).

Доступ к международному опыту

Мы тесно сотрудничаем с зарубежными университетами, а совместно с University of Hertfordshire и London Metropolitan University реализуем в России программы британского бакалавриата и магистратуры. И так как ровно в таком же положении сейчас оказались и все наши глобальные партнеры, мы обмениваемся экспертизой и решениями относительно реализации программ, подходов к оценке, сдаче экзаменов, поддержке опыта студентов и преподавателей в этот непростой период.

Выбор инструментария

Основной платформой для проведения занятий на русскоязычных программах университета стала Zoom. Она позволяет вести как чисто лекционные занятия, так и интегрировать интерактивные методики, например, разбивку на группы и выполнение заданий. На британских программах в БВШД мы успешно вели дистанционные занятия, используя платформу Canvas.

Нам было важно, чтобы студенты могли участвовать в диалоге. Но поскольку у нас более 200 разных программ, у которых очень разные задачи и форматы ведения, ограничиться единой платформой сложно.

Мы собрали рекомендации по различным сервисам и платформам, которые часто используют в удаленной работе специалисты креативных индустрий: Miro — для онлайн-брейншторминга, Pinterest или Channelkit — для визуализации и хранения материалов, Figma — для организации совместной работы с визуальными материалами, Trello или Columns — для систематизации проектных задач.

Один совет

Отнеситесь к новому вызову с удовольствием и дайте себе волю придумать, как будет построено занятие. Многие преподаватели начали переосмыслять свои занятия полностью, а некоторые — делиться опытом с коллегами. На вторую неделю карантина мы запустили онлайн-версию нашего Teach-to-teach, где подкованные в ведении онлайн-занятий преподаватели делятся наработками с коллегами. Для нас это, наверное, самое важная методическая база, потому что только на практике конкретной программы можно разработать инструментарий для проведения занятий онлайн, например, по иллюстрации или визуальным коммуникациям или саунд-дизайну.

Главный вызов

Самое сложное для нас — перевести в онлайн работы в мастерских, съемки, тренинги, требующие физического присутствия, например, актерское мастерство. Где-то мы можем заменить дисциплины, где-то — придумать другую форму подачи, а где-то приходится переносить занятия на конец учебного года и двигать сроки окончания обучения.

Помимо прочего, оказавшись на карантине и в самоизоляции, мы все поняли, как ценна живая атмосфера наших аудиторий. Студенты и преподаватели больше всего скучают именно по драйву офлайн-взаимодействия, по возможности обсуждать, делиться эмоциями, делать что-то руками. Это невозможно перенести в онлайн.

Мария Косяк
директор по студенческому опыту Universal University
Сейчас ключевой приоритет для нас — это поддержка образовательного опыта студентов. Для этого мы продолжаем тестировать и вводить новые технические решения, настраиваем процессы, помогаем преподавателям перестроится в новый формат и переосмыслить подачу материала в онлайне, рассматриваем и анализируем занятия и т. д. Пока мы только стартовали, теперь важно удержать планку, а вот после окончания карантина можно будет поговорить и сверить часы.
Соня Смыслова
академический директор Universal University
Любой вызов — это возможность, с одной стороны, почувствовать единение внутри команды, с другой — увидеть бреши в процессах, во взаимодействии, в подходах. Мы стараемся не только решить тактическую задачу, перевести занятия в онлайн на время карантина, но и воспользоваться кризисом, чтобы проанализировать самих себя. Карантин закончится, а бесценные открытия и идеи, как все можно улучшить, останутся.


О Universal University

Университет креативных индустрий Universal University объединяет Британскую высшую школу дизайна, Московскую архитектурную школу МАРШМосковскую школу киноМосковскую школу музыки, Школу компьютерных технологий Scream School, Школу коммуникаций MACS и Школу для специалистов нового образования School of Education.