Новости

Открытые инновации-2019: «Новые люди в образовании. Be innovative, be digital, be committed​»

На прошедшем с 21 по 23 октября XVIII международном форуме «Открытые инновации» в инновационном центре «Сколково» состоялась панельная дискуссия «Новые люди в образовании. Be innovative, be digital, be committed», в которой приняли участие Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК»,

Нил О’Тул, главный операционный директор EDvisor Finland, Алексей Парабучев, генеральный директор Агентства инноваций Москвы, Екатерина Рыбакова, президент «Рыбаков Фонда», Андрей Сельский, директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика», Алексей Шаповалов, вице-президент группы компаний «Просвещение», Антоний Швиндт, врио директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Модерировал дискуссию Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.

В ходе дискуссии эксперты обсудили как сделать систему образования более инновационной несмотря на консерватизм изнутри, а также постарались ответить на вопросы, каким должен быть запрос формального образования к инноваторам в интересах развития; какой должна быть инфраструктура поддержки низовых инноваций в образовании и многие другие.


По мнению Алексея Шаповалова, группа компаний «Просвещение» максимально охватывает область образования и активно интегрирует свой предыдущий опыт в новые проекты — в этом заключается инновационность.


Алексей Шаповалов, Вице-президент группы компаний «Просвещение»
Мы разрабатываем пространства школ, которые строим, чтобы они были рабочими пространствами, мы понимаем на самом старте, каким образовательным результатам должна соответствовать школа. Система образования консервативна, поэтому я считаю, что внедрение инноваций не должно быть слишком резким. Мы должны создавать инноваторов-учителей, поддерживать их, вовлекать в процесс и таким образом двигаться по кривой адаптации, внедряя разработки постепенно. Мы очень активно используем учителей, их компетенции и опыт в разработке и доработке своих продуктов. Они абсолютно мотивированы и наша задача использовать их как проводников.

Что касается внедрения инноваций изнутри, Нил О’Тул, главный операционный директор EDvisor Finland считает, что рамка содержания образовательного процесса настолько широка, что требует от каждого учителя активных самостоятельных действий. Современный учитель не может не быть инноватором, поскольку не получает готовый маршрут движения. Таким образом, за распространение низовых инноваций фактически отвечают сами школы.

По мнению Антония Швиндта, врио директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, преодолеть страх перед внедрением новых технологий, таких, как AR/VR-симуляторы и пр., можно с помощью повышения квалификации профессорского и преподавательского состава. Эксперт убежден, что цифровая трансформация не может заменить педагога полностью.


Антоний Швиндт, Врио директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Мы должны учить педагогов развиваться вместе с этой технологией. Так возникает диалог со студентами, тогда вы вместе учитесь, друг друга дополняете, есть взаимное уважение и тогда всё развивается.

Также эксперт отметил, что с преподавателями высшей школы нужно работать вживую, как «сверху», так и «снизу», поддерживая и распространяя практику низовых инноваций, создавая для них возможности, при этом строго отслеживая качество на этапе масштабирования.

Президент «Рыбаков фонда» Екатерина Рыбакова рассказала о своем взгляде на внедрение низовых инноваций «снизу».


Екатерина Рыбакова, Президент «Рыбаков Фонда»
Педагоги неактивно идут в инновационное творчество потому, что у педагога в школе цена ошибки очень высока. Повысить инновационность школьных педагогов мы можем, только создав среду, где у них будет право на ошибку. Мы стараемся создать такое пространство с помощью наших конкурсов. Я считаю, что новые разработки должны проходить апробацию. Педагоги дают друг другу обратную связь об эффективности или неэффективности той или иной разработки. Мы верим, педагогические сообщества с горизонтальным обменом опытом — это лучшая среда, где неэффективные инновации умрут, а эффективные будут востребованы.

Алексей Парабучев, генеральный директор Агентства инноваций Москвы, рассказал, как Москва поддерживает нововведения в сфере образования.


Алексей Парабучев, Генеральный директор Агентства инноваций Москвы
Эдтех-стартапы — это своего рода «подрывное движение», некие варвары, молодые новаторы, которые подрывают монополию существующей классической системы образования. Мы активно работаем с ними. Город создает Московский инновационный кластер, в котором представители вузов, школ и учителя сформируют диалог со стартаперским сообществом. Здесь выработаются форматы, в рамках которых инновации, способные дать импульс развитию классической системы образования, могут быть восприняты внутрь и творчески проработаны. Для нас это один из важнейших приоритетов.

Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК» обратил внимание коллег на существенную проблему в инновационном секторе: в разработке эдтех-продуктов почти никогда не задействованы методологи, педагоги. По его мнению, решить этот вопрос можно с помощью совместной проектной деятельности, межвузовского взаимодействия, сетевых магистерских программ, совмещения компетенций внутри педагогических вузов с IT и инженерно-техническими специальностями. Это позволит соединять потенциал реформирования системы образования с тем потенциалом, который сейчас есть в b2c, в дополнительном образовании, где работает большая часть эдтех-стартапов.


Алексей Гусев, Директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК»
Также существует вторая проблема: нехватка хороших проектов. Мы верим в предпринимательское образование, и я считаю, что оно поможет решить эту проблему в вузах или за их пределами, а также акселерационные программы — это долгосрочная инвестиция в будущий поток эдтех-проектов. Мы создаем специальный фонд под эдтех и мы понимаем, что возможности этого фонда значительно больше, чем пайплайн проектов, которые в него могут попасть. Так мы сможем постепенно разрушить стену между формальной системой, ДПО и b2c сектором эдтеха.

АНО «Сколково Форум»,  — дочернее общество Фонда «Сколково», специализирующееся на организации и проведении технологических мероприятий. В портфолио «Сколково Форум» формирование программы, организация и проведение таких мероприятий, как Стартап Тур «Открытые инновации» — всероссийский проект по поиску перспективных технологических проектов, ежегодный Форум «Открытые инновации», являющийся уникальной дискуссионной площадкой для участников инновационной экосистемы, Startup Village — самая масштабная стартап-конференция в России и странах СНГ для технологических предпринимателей.

Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской Федерации, — крупнейшее в России и одно из самых масштабных в мире конгрессно-выставочных мероприятий, демонстрирующее основные тенденции и ключевые достижения в инновационных сферах экономики.

В 2018 году в рамках Форума было проведено более 200 деловых сессий, на которых выступили эксперты из более чем 90 стран мира, общее количество посетителей составило более 20 000 человек, включая представителей науки и образования, инвесторов, технологических предпринимателей, представителей инновационной инфраструктуры и корпораций, а также широкий круг представителей государственной власти и журналистов.