Новости

«Генерацией и дистрибуцией контента должен заниматься рынок»

В декабре 2018 года Российская венчурная компания (РВК) представила проект венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики. Фонд создается совместно с Министерством экономического развития РФ во исполнение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительства РФ.

26 июня было объявлено о приеме заявок на конкурс для отбора управляющего товарища венчурного фонда.

Фонд будет создан в форме инвестиционного товарищества сроком на 10 лет, инвестиционный период составит пять лет. Общий объем фонда составит семь млрд рублей за счет предоставления РВК динвестиций из федерального бюджета с увеличением на эквивалентную часть участия РФ в уставном капитале РВК.

Технологические приоритеты фонда будут направлены на развитие перспективных образовательных технологий для повышения эффективности и доступности образования, в числе которых создание образовательного контента, сервисы подбора образовательных программ, образовательные платформы-агрегаторы, решения для управления персональной образовательной траекторией, технологии верификации знаний и другие направления.

В наблюдательный совет фонда войдут представители Минпросвещения Р Ф, Министерства образования и науки РФ, Минэкономразвития Р Ф, АНО «Цифровая экономика», НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, Агентства стратегических инициатив (АСИ), Администрации президента РФ, РВК.

Управляющие компании могут подать заявку на участие в отборе в срок до 1 августа 2019 года, итоговое решение о выборе победителя будет принято в сентябре 2019 года.




Алексей Басов,Заместитель генерального директора — инвестиционный директор РВК
Сегодня развитие передовых образовательных технологий и обеспечение системного подхода к их внедрению является одной из приоритетных задач государства. Создаваемый фонд станет уникальным примером решения государством институциональных задач инструментами венчурного рынка. А у команды, которая примет фонд под управление, появится возможность не только акселерировать и поддержать до двух сотен перспективных проектов, но и внести вклад в трансформацию образовательной индустрии в целом.



Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ
В моем понимании у фонда есть три блока задач. Во-первых, импорт в Россию ключевых образовательных технологий. Во-вторых, задача научиться замещать госрасходы государственными инвестициями в сфере образования. Правильно давать не бесплатные деньги, а инвестиции, чтобы непосредственные решения принимали люди, умеющие инвестировать. В-третьих, фонд должен поддерживать захват глобальных рынков российскими технологическими компаниями в сфере образования.




Илья Торосов, Замглавы Минэкономразвития
Для меня фонд — это вишенка на торте в федеральном проекте «Образование в цифре». Нам нужен хороший, современный контент в образовании, который будет способствовать развитию экономики образования. Фонд рассчитан минимум на 10 лет, это не разовая история, возврата не будет.



Марина Ракова, Заместитель Министра просвещения РФ
Система ожидает не только контентного сервиса. Наша главная задача — перевести систему управления отраслью на поддержку принятия решений на основе анализа больших данных. В силу этого абсолютно все бизнес-процессы в системе образования должны быть спродюсированы — от самых простых облачных сервисов до фиксации достижений в области приращения знаний, навыков и компетенций. В этом смысле мы от продуктов фонда ожидаем полного спектра сервисов для всей отрасли.

Мы пытаемся уйти от монополизации и дистрибуции контента. Неизбежна переориентация образования на ребенка, на его интересы, способности и потребности. Генерацией и дистрибуцией контента должен заниматься рынок, а не монополизированное количество людей.



Наталья Царевская-Дякина, Генеральный директор «Акселератор образовательных проектов Ed2»
Это очень серьезный шаг для государства, т.к. образование, особенно детское, старшая школа, колледжи, вузы — на 80% феодальное, туда не допускаются частные игроки и весь рынок, который мы называем EdTech в качестве сбыта концентрируется на дополнительном детском и взрослом образовании — это основной коммерческий сегмент стартапов. К сожалению, венчурный рынок не велик, а в EdTech'е еще меньше, в основном его поддерживают единичные бизнес-ангелы и очень небольшое количество фондов, которые в первую очередь принимают технологию (например, спектр IT) и только во втором случае — касается ли это образования или нет.

Поэтому выход такого крупного игрока, который может системно финансово поддерживать проекты на стадии preseed/seed — это очень хорошо, это позволит многим проектам с интересными идеями, интересными технологиями, началом продаж, сформированной бизнес-моделью все-таки сконцентрироваться на развитии своего проекта, на масштабировании, на маркетинге, на возможности действительно продавать и завоевывать рынок. Появление именно венчурных, коммерческих и возвратных денег — это наша общая победа и наши общие надежды.
То, что этот фонд выполнит задачу по развитию образовательного рынка Education Technologies — однозначно да, как раз за счет того, что будет поддерживать новые форматы образования, и они будут входить на рынок. Я думаю, что с учетом востребованности образования, скорости изменений в технологиях и экономических требований к профессиям, к профессиональному росту, то и задачи по обеспечению доходности этот фонд выполнит.