8 апреля Рыбаков Фонд провел онлайн-совещание «Школа 2020. Ждать нельзя учиться», которое собрало директоров школ и учителей, представителей бизнеса, экспертов и практиков в области образования. Во время онлайн-совещания Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда, анонсировала проект по поддержке многодетных семей.
Проект запускают Рыбаков Фонд, региональная общественная организация «Многодетство», Центр помощи многодетным семьям «МногоМама» и благотворительный фонд «Волонтеры – в помощь детям-сиротам». В рамках проекта многодетные семьи получат 500 компьютеров на сумму 10 млн рублей. Логистический партнер проекта – Wildberries.
Екатерина Рыбакова
Президент Рыбаков Фонда
Мы много общались и с людьми школы, и с представителями некоммерческого сектора. И поняли, что сейчас, в условиях дистанционного обучения, в наиболее уязвимом положении — многодетные семьи. Поэтому Рыбаков Фонд подготовил совместный проект вместе с нашими партнерами — организациями, которые оказывают поддержку многодетным семьям, — «МногоМама», «Многодетство» и «Волонтеры — в помощь детям-сиротам». В рамках проекта 367 многодетных семей получат 500 компьютеров.
Елена Альшанская
президент благотворительного фонда «Волонтеры — в помощь детям-сиротам», член Общественной палаты РФСейчас, во время общего кризиса и сложной эпидемиологической ситуации, в особенно уязвимом положении оказались подопечные нашего фонда: женщины с детьми, многодетные семьи, приемные родители, которые воспитывают нескольких детей и детей с особенностями развития. Особенно сложно родителям школьников: перед семьями остро встал вопрос покупки дополнительных гаджетов, чтобы дети могли учиться в дистанционном формате. Наши семьи зачастую не могут себе позволить любую внеплановую покупку — тем более покупку ноутбука, цена которого равна одной средней зарплата взрослого человека. Поэтому сегодня как никогда важно объединять ресурсы бизнеса и НКО: мы справимся, только если будем друг для друга плечом и поддержкой. Помощь Рыбаков Фонда позволит детям, которые воспитываются в кровных и приемных семьях, не выпасть из школьного процесса и продолжать учиться наравне с другими детьми.
В ходе онлайн-совещания стало понятно, что необходимость перехода на дистанционное обучение проявила целый спектр задач в образовании — от изменений в подготовке учителей до предоставления большей автономии и прав школам и налаживания социального партнерства школ с бизнесом и НКО.
Евгений Малеванов
и.о. директора Федерального института развития образования РАНХиГСНынешняя ситуация — это ситуация обучения и воспитания для всех участников системы образования. Для детей, которые оказались в непривычном для себя формате: я ученик, но я не в школе. Для родителей, которые стали непосредственными соучастниками образовательного процесса. Для учителей, которым вдруг нужно учиться, осваивать новое. Но и для государства тоже — оно проводило интернет в школы, поставляло электронные доски и компьютеры, а сейчас школа закрыта, и успех образования напрямую зависит от того, есть ли достаточно гаджетов и скоростной интернет в семье. Оказалось, что эти меры и усилия в новых условиях не работают. Так что и для государства это ситуация обучения и воспитания
Один из самых острых вопросов от зрителей онлайн-совещания был вопрос о том, как учителю выбрать лучшую платформу для обучения. Участники сошлись во мнении, что универсального ответа нет: идеальная платформа — та, которая больше всего подходит конкретному учителю для его задач. Кому-то нужен минимум простых функций, кто-то делает упор на мультимедийности и так далее.
Александр Ларьяновский
управляющий партнер SkyengВ нынешней ситуации многие платформы открыли в свободный доступ все свои ресурсы, и это спровоцировало путаницу и непонимание, как во всем этом разобраться. Любое отклонение от привычных сценариев дает огромное снижение скорости работы учителей и эффективности восприятия информации учениками. Сейчас нужно предлагать очень понятные и простые решения, которые требуют минимального количества действий, чтобы снизить негативный эффект от дистанционного способа обучения.
Вопрос цифрового и технического равенства в доступе к образованию стал на обсуждении одним из ключевых.
Алексей Голубицкий
директор «Школы будущего», поселок Большое Исаково, Калининградская обл.В нашей школе учатся 2000 детей из более чем 30 поселков, у всех разные материально-технические условия, поэтому мы разработали три плана действий. План А: онлайн-уроки с учителями, самостоятельная работа и консультации. Мы попытались сделать так, чтобы максимальное число детей работали по этому плану — прежде всего предоставили школьные ноутбуки детям, у которых нет дома оборудования, научили пользоваться мобильным интернетом. Кроме того, мы разработали план B и С — для тех, у кого есть техника, но нет стабильной мобильной связи, и для тех, кто уехал на этот период и остался и без оборудования, и без связи. Мне кажется, пример нашей школы показывает, что переход на дистанционное обучение — это вызов не только технологический, но и психологический. Нам необходимо адаптироваться к ситуации непрерывного поиска, искать и пробовать новые варианты: если не сработал один формат, один план, одна платформа — чем заменить? И это задача не только педагогическая, но управленческая, это риск-менеджмент.Рыбаков Фонд — частная филантропическая организация, созданная Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году. Миссия фонда — формировать традицию развития социума своими руками. Для реализации нашей миссии мы разработали и приняли концепцию «Школа — центр социума», которая поможет менять к лучшему социально-образовательную среду в школах. Такая среда — это поле единого коллективного опыта для всех ее участников. Учителя и родители, ученики и выпускники, директора и партнеры школ — не разделяются на поставщиков и потребителей информации, знаний или услуг, а участвуют на равных в создании нового образовательного опыта. Формирование такой среды — это не только новый способ делания, но и новый способ мышления — в со-творчестве, со-действии и со-бытии. Реализуя нашу миссию, мы ставим цель – обеспечить качественное образование для всех. Это будет нашим вкладом в достижение четвертой цели устойчивого развития, провозглашенной ООН.