Новости

Открытые инновации-2019: «Education on-demand tools. Платформы и технологии развития человеческого капитала​»

21−23 октября в инновационном центре «Сколково» состоялся ежегодный форум «Открытые инновации», который проводится под эгидой Правительства Российской Федерации. Модератор панельной дискуссии «Education on-demand tools. Платформы и технологии развития человеческого капитала» глава РВК Александр Повалко предложил экспертам обсудить вызовы, с которыми сталкивается образование: меняется структура спроса, география обучающихся, «носитель» услуги, структура финансирования. Эти изменения привели к серьезному перелому в структуре предложения — все более привлекательными становятся небольшие, но современные и актуальные EdTech-компании, а классические университеты активно осваивают образовательные технологии и меняют учебные процессы.

В обсуждении приняли участие сооснователь компании Отус Дмитрий Волошин, директор по работе с клиентами Digital Education Holdings Люсиан Косинши, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, генеральный директор компании «Нетология-групп» Максим Спиридонов, CEO образовательной онлайн-платформы Alison Майкл Ферик, ректор МИСиС Алевтина Черникова, Генеральный директор АНО «Университет 2035» Василий Третьяков.


Майкл Ферик, CEO образовательной онлайн-платформы Alison, обратил внимание аудитории на то, что по всему миру программа развития человеческого капитала является важной составляющей экономического развития и процветания стран по всему миру. Основной подход платформы Alison — доступные бесплатные образовательные курсы, и те подходы и та информация, которые консолидированы в платформе, предоставляют потребителям материалы онлайн более оптимизированно и эффективно. По убеждению Майкла Ферика, бесплатное, настраиваемое, универсальное и конкурентное образование должно быть доступно каждому. Платформа Alison нацелена на расширение прав и возможностей среднего потребителя как решение, отвечающее новой эре глобального обучения в течение всей жизни.

По мнению директора по работе с клиентами Digital Education Holdings Люсиана Косинши, можно попытаться совместить классическую систему образования с современными подходами цифровых технологий, поскольку они уже показали свою состоятельность и эффективность. Господин Косинши убежден: образование сводится не только к знанию, но и к навыкам.

Люсиан Косинши, Директор по работе с клиентами Digital Education Holdings
В EDU Medical, в медицинском образовании, цифровая составляющая применяется для получения навыков. Обучение может проходить в режиме онлайн, с более высоким качеством, чем лекционная форма обучения. С помощью виртуальной реальности студенты получают тактильные ощущения — это то, чего нельзя добиться более традиционным подходом. Что еще нужно терапевту? Сопереживание. Работа с пациентом — это командная работа, поэтому навыки должны быть встроены в образовательную программу, чтобы студенты были задействованы в активном процессе обучения. Мы сконцентрировались на навыках и их развитии.

Ректор МИСиС Алевтина Черникова обратила внимание на всё больше расширяющиеся требования работодателя, которые лежат в междисциплинарной плоскости. По ее мнению, удовлетворить такие широкие запросы можно, внедрив цифровые образовательные технологии в классические системы образования. Совместная задача вузов и бизнеса — создание системы непрерывного образования, чтобы на любом витке профессиональной траектории студент или уже работающий человек мог вернуться в университет и получить необходимые знания. Однако, внедрение цифровых образовательных механизмов приводит к другим существенным вызовам.


Алевтина Черникова, Ректор МИСиС
Прежде всего, это доверие. Мы стараемся заместить такие формы, как заочное и вечернее обучение онлайн-форматами, но доверие со стороны и обучающихся, и бизнес-сообщества еще на недостаточном уровне. Второй не менее важный вызов — это мотивация. По статистике, проекте Coursera заканчивают только 4,6%. Необходимо отслеживать мотивацию на каждом уровне.

По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, «цифра» решает четыре ключевых проблем образования.


Ярослав Кузьминов, Ректор ВШЭ
Первая проблема — финансовая доступность: теперь образование для бедных может быть таким же качественным и таким же дешевым, как для богатых. Второе — это расширение выбора, гарантия того, что студент может получить передовое знание, выбрав лучшее, что есть в мире. Третье — это обучение сложным навыкам, недоступным в реальности, что уже близко к среднему профессиональному образованию. Две технологии, существующие на рынке — это VR и игры-симуляторы. Обладание такими навыками резко повышает капитализацию, уровень человеческого капитала выпускника. Четвертое — это адаптация под способности и интересы человека, это то, что дает технология artificial intelligence AI и machine learning. Это позволяет работать с отстающими, чтобы они гарантированно осваивали программу.

Генеральный директор компании «Нетология-групп» Максим Спиридонов считает, что цифровая трансформация образования — естественный процесс, и противостояния между образованием и онлайн-образованием нет.


Максим Спиридонов, Генеральный директор компании «Нетология-групп»
За годы работы в отрасли, я сформулировал две константы. Первая — образование как среда находится в состоянии турбулентности и пересборки, т.к. радикально меняются требования общества, экономики, рынка труда. Мы пробудем в этом буферном периоде еще несколько лет, а может быть пару десятилетий — это надо признать и стать бенефициаром этого как на уровне каждого конкретного человека, так и на уровне бизнеса, образования или государства.
Вторая константа: нет конфликта между онлайн-образованием и образованием. И в традиционном, и в онлайн-образовании используются онлайн-инструменты с разной приоритетностью.


АНО «Сколково Форум» — дочернее общество Фонда «Сколково», специализирующееся на организации и проведении технологических мероприятий. В портфолио «Сколково Форум» формирование программы, организация и проведение таких мероприятий, как Стартап Тур «Открытые инновации» — всероссийский проект по поиску перспективных технологических проектов, ежегодный Форум «Открытые инновации», являющийся уникальной дискуссионной площадкой для участников инновационной экосистемы, Startup Village — самая масштабная стартап-конференция в России и странах СНГ для технологических предпринимателей.

Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской Федерации, — крупнейшее в России и одно из самых масштабных в мире конгрессно-выставочных мероприятий, демонстрирующее основные тенденции и ключевые достижения в инновационных сферах экономики.

В 2018 году в рамках Форума было проведено более 200 деловых сессий, на которых выступили эксперты из более чем 90 стран мира, общее количество посетителей составило более 20 000 человек, включая представителей науки и образования, инвесторов, технологических предпринимателей, представителей инновационной инфраструктуры и корпораций, а также широкий круг представителей государственной власти и журналистов.