Новости

Цифровая трансформация образования: путь длиной в 3 года был пройден за период пандемии

Участники круглого стола «Образование на карантине» первого дня работы конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» обсудили вопросы информатизации и цифровизации школьного образования. В частности — как региональная информационная инфраструктура справилась с переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией. Основной интерес вызвал опыт Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, где несколько лет назад при поддержке компании «Иннопрактика» начала создаваться цифровая образовательная платформа.


Как рассказал директор департамента образования и молодежной политики ХМАО — Югры Алексей Дренин, регион в марте 2020 г. оказался технически готовым к применению цифровой образовательной среды. На руку сыграло и то, что в конце 2019 г. здесь удалось провести масштабное обучение педагогов. Поэтому задача «перегрузки» очного формата обучения, вызванной массовыми обращениями пользователей в связи с пандемией короновируса, была решена за два дня, в том числе за счет увеличения серверных мощностей. Для оперативной отработки всех негативных сигналов была создана тематическая группа в Вайбере, в которой на данный момент уже около 20 тысяч пользователей.


Алексей Дренин
Директор департамента образования и молодежной политики ХМАО — Югры
Наш весенний опыт очень помог и сейчас, когда потребовалось перевести на дистанционное обучение около 30 процентов обучающихся, — уточнил спикер. — Родители также оценили преимущества личного кабинета, где можно не только узнать домашние задания и оценки ребенка, но и получить аналитику его успеваемости". В сентябре 2020 года ГИС Югры заняла первое место в номинации «Образование» Всероссийского конкурса региональной информатизации, финал которого состоялся на форуме «ПРОФ-IT.2020.


Этот удачный опыт оказался востребован в других регионах, в частности, в Нижегородской области. Министр образования, науки и молодежной политики Сергей Злобин отметил, что построение информационной системы по образцу ХМАО привело к качественному развитию управления системой образования. Единая региональная платформа способствует созданию и накоплению «больших данных» в сфере образования, что было немыслимо еще пару лет назад. У руководителей разного уровня появились возможности едва ли не в режиме онлайн оценивать те или иные аспекты образовательной деятельности, на основе анализа принимать управленческие решения.


Сергей Злобин
Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Из кризиса, вызванного пандемией, отрасль образования выходит с новыми перспективами и взрывной цифровой трансформацией.


По мнению, Александра Кондакова, генерального директора ООО «Мобильное электронное образование», региональные кейсы таких «передовиков», как ХМАО и Нижегородская область, предвосхитили появление федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и обязательно должны быть учтены при его реализации.


Александр Кондаков
Генерального директора ООО «Мобильное электронное образование»
Я полагаю, что, если бы не пандемия, мы шли бы к сегодняшним результатам не меньше двух, а то и трех лет. Постепенно уходит консерватизм учителей, в то же время со стороны детей и родителей отношение к цифровому контенту меняется в позитивную сторону.


Тему деятельного участия бизнеса в преодолении негативных последствий «коронакризиса» поддержал управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский.


Александр Ларьяновский
Управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng
Опросив большое количество педагогов, мы обнаружили, что на первом месте основных сложностей для учителей — проверка домашних заданий, так как это трудоемкий, рутинный и очень затратный по времени процесс.


По мнению эксперта, требуются направить большие усилия на то, чтобы вернуть ответственность за качество образования родителям и самим ученикам. А современные сервисы, предлагаемые разработчиками, способны решить главную задачу — минимизацию рутинных действий. К примеру, одна только автоматизация проверки домашних заданий способна увеличить качество как этой операции, так и образования в целом.

В свою очередь подключение технологической платформы «Сириус» к проведению школьных этапов олимпиад вывело это движение на качественно новый уровень. Об этом рассказал заместитель руководителя образовательного Фонда «Талант и успех» — руководитель учебно-методического центра 
Алексей Горбачев.


Алексей Горбачев
Заместитель руководителя образовательного Фонда «Талант и успех» — руководитель учебно-методического центра
Мы надеемся, что уже в следующем году большинство регионов смогут воспользоваться нашей платформой, и это даст новые возможности школьникам нашей страны, в каком бы отдаленном месте они ни находились. И это станет еще одним шагом к построению эффективной системы выявления юных талантов.
Валентина Куренкова
директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика»
В условиях нехватки учителей информатики, дефицита айти-специалистов, остро стоят задачи подготовки цифровых навыков преподавателей. Такие проекты как «Цифровая профориентация», «Урок цифры», безусловно, востребованы, но очевидно, что их не хватает и требуются меры для более широкого «цифрового просвещения», в чем может помочь современный бизнес.


Подводя итоги дискуссии, участники отметили, что в период пандемии российские школы были поддержаны не только органами власти, но и бизнесом. В открытом доступе появилось множество качественного образовательного контента. Ранее начатые работы по созданию цифровой образовательной среда в регионах-передовиках позволили нивелировать негативные последствия ограничений из-за коронавируса. Однако требуются новые усилия — ментальные, законодательные, технологические — чтобы продолжить цифровую трансформацию российской системы образования.