СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Авось и его последствия

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!


Мировой кризис сказался не только на текущей деятельности бизнеса. Вылезло огромное количество скрытых проблем. Аукнулась российская «фишка»: надеяться на авось. Мы не заключаем договоры с клиентами, потому что «вдруг не понадобится». Мы не прописываем детали взаимодействия с сотрудниками, потому что боимся обидеть их недоверием. Мы не занимаемся финансовым планированием, потому что предпочитаем работать интуитивно. У нас нет 15 минут, чтобы проверить свои коды ОКВЭД в регистрационных документах. И сейчас мы оказались в той самой ситуации, когда детали и нюансы, прописанные и проговоренные заранее, оказались критически важными.


СПРАВКА

Ксения Куранцева

индивидуальный предприниматель, владелец частного образовательного центра, региональный представитель ProWomen по Московской области, участник комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА России»



Правительство Российской Федерации разработало ряд мер, направленных на помощь малому и микробизнесу в современных тяжелых условиях. Были продуманы критерии для определения, кто может получить помощь. Неудивительно, что бизнес решил быстро адаптироваться, обратил внимание на регистрационные документы и увидел там последствия изменений кодов ОКВЭД в ОКВЭД2, которые произошли в 2016 году.
Спустя четыре года предприниматели узнали, что по документам они осуществляют совсем не тот вид деятельности, которым занимаются в реальности. А более «молодые» руководители изначально не продумали коды. В результате многие бизнесы не получат поддержки. Возникают обиды: «Мы же действительно занимается детьми!» Но ведь государство владеет только той информацией, которую сообщаем ему мы. И по нашей фамилии или названию юрлица нет возможности определить, чем занимается бизнес на самом деле.

Как проверить коды ОКВЭД2?

1 Зайти на сайт nalog.ru
2 Выбрать электронный сервис «Риски бизнеса — проверь себя и контрагента».
3 Ввести свой ИНН и посмотреть данные в официальной актуальной выписке.

Не знаете свой ИНН наизусть? Не проблема. Укажите фамилию, имя и отчество, либо наименование юридического лица и регион осуществления деятельности. Система определит вас и по этим данным.

Увидели расхождения в реальной и официальной деятельности? В зависимости от вашей организационно-правовой формы собственности подаете заявление по форме Р14 001 или Р24 001, в котором корректируете свои ОКВЭД. ИП подает заявление лично, либо с помощью ЭЦП (в этом случае заверять заявление не понадобится). А вот юридическим лицам придется зарегистрировать заявление у нотариуса. Через 5 дней проверьте исправленные ОКВЭД в выписке.

Типичные ошибки

1

Отсутствие финансового планирования. Незнание структуры расходов и доходов бизнеса в цифрах. Отсутствие финансовых резервов. Принятие решений на основе интуиции. Отсутствие платежного календаря.
Это привело к тому, что предприниматели не имеют запаса денег в своих бизнесах. И остановка вливаний денег в проекты создала проблему для многих предпринимателей уже на первой неделе самоизоляции.

Считать цифры очень скучно. Но серьезного и стабильного бизнеса без этого не построишь. Хотите уверенности в завтрашнем дне? Начинайте считать свои доходы: какие суммы, в какие сроки и за какие услуги приходят. Начинайте считать свои расходы: сколько денег вы тратите на каждую расходную статью.

2

Неадекватные доходам бизнеса заработные платы вытекают из отсутствия финансового планирования. Мы лишаем бизнес возможности накопить резервы. Мы приучаем сотрудников к легким деньгам. Зарплата не должна составлять основную часть расходов бизнеса.
Если система выстроена в виде процентных платежей от оплат клиентов, то она должна использоваться в таком виде постоянном. Много клиентов — высокая зарплата. Мало клиентов — низкая зарплата. Если система работает по принципу «много клиентов — много денег, мало клиентов — сохраните много денег», это неправильно.

3

Интуитивное управление преобладает в образовательном бизнесе не только в отношении финансов. Построение занятий на основании сиюминутных идей привело к созданию дополнительных трудностей при переходе в дистанционный формат работы. Отсутствие программ занятий, годового и сезонного планирования сделало невозможным переход в онлайн.
Освоение нового процесса требует решения огромного количества вопросов: от выбора технического обеспечения до решения административных вопросов в удаленном формате. Предприниматели, имеющие программы занятий, смогли быстрее и качественнее перестроить процесс. Пока администраторы решают технические вопросы работы в онлайн, преподаватель оцифровывает свои материалы. Качественное дистанционное занятие — это серьезная предварительная работа. В противном случае на плечи педагогов ложится огромный объем методической работы. Сделать ее качественно в такие короткие сроки не в состоянии ни один человек. В результате клубы вынуждены полностью отказывать от дистанционных занятий. Либо предлагать клиентам услугу, не соответствующую заявленному в офлайн- формате качеству. Итог — портится репутация всей отрасли.

4

Отсутствие зон ответственности. Распределение заданий по эмоциональному принципу: кто свободен или кто лучше справился в прошлый раз. Перестройка такого бизнеса равносильна изменению траектории скопления молекул. Мы можем повернуть работу в другую сторону. Но тратим на это больше сил и теряем больше денег.

P.S. Так ли все плохо в образовательном бизнесе? На самом деле нет. У частных структур есть огромное преимущество перед государственными организациями. У нас отсутствует неповоротливый бюрократический аппарат. А это значит, что для любых изменений нам достаточно одного желания самого предпринимателя. Ваш бизнес в ваших руках. И только вы решаете, насколько успешным, эффективным и рентабельным он станет. Любой кризис дает возможность для переоценки ценностей. И сейчас каждый предприниматель может и должен внести изменения в свою деятельность.