23 октября при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), Межотраслевого объединения наноиндустрии и образовательной организации еНано состоялась Всероссийская конференция «Подготовка кадров для инновационной экономики: ориентиры и контент».
Научный руководитель ФИРО-РАНХиГС Ефим Коган рассказал о том, как за период с 2011 до 2019 год изменился подход высших учебных заведений к созданию и использованию программ дополнительного обучения.
По словам Когана, Фонд инфраструктурных и образовательных программ выступает профессиональным посредником между наноиндустрией и системой профессионального образования. Он переводит запросы бизнеса на язык, понятный научному сообществу. И такая деятельность приносит свои результаты. Высшая школа становится нематериальным ресурсом для наноиндустрии.
Выигрывают все. Производства получают кадры, Университеты — сотрудников, с новыми умениями и навыками и программы, которые можно встраивать в основной обучающий процесс.
После того, как совместно с производством и Фондом была разработана программа дополнительного обучения, почти 40% университетов частично включили ее модули в основной обучающий процесс.
Около 84% университетов, сотрудничавших с Фондом в 2011 — 2015 гг использовали полученные в процессе создания обучающих программ компетенции. В период с 2015 по 2019 — 94%.
Ефим Коган, Научный руководитель ФИРО-РАНХиГСУ университетов появляются сотрудники с уникальными компетенциями. Из них можно и нужно формировать команды, которые будут исследовать потребности реального бизнеса и ставить перед вузами грамотно сформулированные задачи. Бизнес зачастую не может этого сделать. Это работа научного сообщества. И эти команды будут нести возможность получения дополнительной прибыли и развития в свой вуз.
Чуть меньше 30% от бюджета зарабатывают на своих интеллектуальных разработках инженерные ВУЗы, у которых есть опыт сотрудничества с Фондом. В среднем по стране университеты зарабатывают не больше 10−12% от бюджета.
По мнению Ефима Когана, проведенное исследование показывает, что высшая школа, чтобы соответствовать потребностям рынка, должна меняться на всех уровнях. Резюмируя выступление, спикер процитировал Нэнси Остин: «Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых».