Новости

Школьный двор нового поколения

Архитекторы бюро «Дружба» при научном сопровождении исследователей из Московского городского педагогического университета придумали новый формат школьного двора Павловской гимназии. Проект под названием «Зелёный сад» разрабатывался по принципам соучаствующего проектирования: 250 учеников, родителей и преподавателей школы стали соавторами проекта и предложили свои варианты благоустройства территории. Новый двор — первый этап изменений, которые ждут гимназию.


Татьяна Ле-ван
ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
При проектировании школьного двора важно закладывать в него большой потенциал, чтобы он одновременно был образовательным пространством, транслятором ценностей и ресурсом для развития всех членов школьного сообщества. Это постарались учесть разработчики проекта «Зеленый сад».

Пространство двора включает в себя всепогодный павильон для встреч, занятий и лекций, а также места, где можно уединиться, — домики для младших учеников и «беседка-шушукальница» для старшеклассников. Вместо стандартных детских площадок в «Зелёном саду» предусмотрены двигательно-игровые маршруты и экотропа с жукарием, лупой, кормушкой, разрезом земли, ароматными травами, огородом и теплицей. Также предусмотрены места для учителей, где они могут отдохнуть или провести встречу с родителями.
Ольга Рагожина
директор Павловской гимназии
Уникальность практики соучаствующего проектирования в принятии пространства детьми и взрослыми, появлению новых смыслов, идей для дальнейшего развития, которые рождаются в диалоге и сотруднической позиции всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. По-хорошему завидую тем, кто пока еще в самом начале пути. Решайтесь!
Белла Филатова и Анастасия Рычкова
архитекторы, партнеры бюро «Дружба»
«Зелёный сад» в Павловской гимназии — первый реализованный кейс нашей методики переформатирования школьной среды вместе с сообществом «Школьный двор с детьми как соавторами». Эта методика меняет не только среду, но и отношения внутри школы: педагоги получают новые инструменты, позволяющие включать голос ребенка в принятие решений. Это возможность взглянуть по-новому на незадействованные пространства школьных дворов. В Павловской гимназии у нас получилось место, где можно взаимодействовать с природой и наблюдать за ее циклами.

О том, как можно менять пространство вокруг школы и каким запросам оно может отвечать, в инфографике МИА «Россия сегодня», подготовленной на основе методики, разработанной междисциплинарной командой архитекторов, педагогов, психологов и специалистов по развитию сообществ (архитектурное бюро «Дружба», образовательная мастерская «Драконопроект», общественная организация «Город друг», лаборатория развития ребенка ГАОУ ВО МГПУ).