Архитекторы бюро «Дружба» при научном сопровождении исследователей из Московского городского педагогического университета придумали новый формат школьного двора Павловской гимназии. Проект под названием «Зелёный сад» разрабатывался по принципам соучаствующего проектирования: 250 учеников, родителей и преподавателей школы стали соавторами проекта и предложили свои варианты благоустройства территории. Новый двор — первый этап изменений, которые ждут гимназию.
Татьяна Ле-ван
ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
При проектировании школьного двора важно закладывать в него большой потенциал, чтобы он одновременно был образовательным пространством, транслятором ценностей и ресурсом для развития всех членов школьного сообщества. Это постарались учесть разработчики проекта «Зеленый сад».
Пространство двора включает в себя всепогодный павильон для встреч, занятий и лекций, а также места, где можно уединиться, — домики для младших учеников и «беседка-шушукальница» для старшеклассников. Вместо стандартных детских площадок в «Зелёном саду» предусмотрены двигательно-игровые маршруты и экотропа с жукарием, лупой, кормушкой, разрезом земли, ароматными травами, огородом и теплицей. Также предусмотрены места для учителей, где они могут отдохнуть или провести встречу с родителями.
Ольга Рагожина
директор Павловской гимназии
Уникальность практики соучаствующего проектирования в принятии пространства детьми и взрослыми, появлению новых смыслов, идей для дальнейшего развития, которые рождаются в диалоге и сотруднической позиции всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. По-хорошему завидую тем, кто пока еще в самом начале пути. Решайтесь!
Белла Филатова и Анастасия Рычкова
архитекторы, партнеры бюро «Дружба»
«Зелёный сад» в Павловской гимназии — первый реализованный кейс нашей методики переформатирования школьной среды вместе с сообществом «Школьный двор с детьми как соавторами». Эта методика меняет не только среду, но и отношения внутри школы: педагоги получают новые инструменты, позволяющие включать голос ребенка в принятие решений. Это возможность взглянуть по-новому на незадействованные пространства школьных дворов. В Павловской гимназии у нас получилось место, где можно взаимодействовать с природой и наблюдать за ее циклами.
О том, как можно менять пространство вокруг школы и каким запросам оно может отвечать, в инфографике МИА «Россия сегодня», подготовленной на основе методики, разработанной междисциплинарной командой архитекторов, педагогов, психологов и специалистов по развитию сообществ (архитектурное бюро «Дружба», образовательная мастерская «Драконопроект», общественная организация «Город друг», лаборатория развития ребенка ГАОУ ВО МГПУ).