Татьяна Клячко, Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
«Для развивающихся стран важен, прежде всего, охват средним образование. Повышение охвата положительно влияет на экономический рост. Для развитых стран важнее размер класса и количество учащихся на одного преподавателя — речь идет уже о качестве образования.
Если развивающая страна начинает импортировать технологии, крайне важно, чтобы росло количество инжерно-технических специалистов, потому именно эти люди обеспечивают адаптацию и развитие технологий в условиях данной страны. Для развитых стран важнее количество специалистов, занятых в секторе НИОКР, потому что именно там создаются все те иновации, которые затем обеспечивают экономический рост.
Повсеместно в мире идет охват высшим образованием. Россия вэтом смысле находится в общем тренде. Наличие хотя бы у одного родителя высшего образования почти на 70% повышает возможность того, что ребенок тоже получит высшее образование. До вуза доходит 48% выпускников школ.
При этом сейчас уменьшается число тех, кто идет в 10 класс. Мы вышли на ситуацию, похожую на ситуацию в странах ЕС. Но важно понять, что вот эта перестройка приводит к тому, что мы должны понимать, какие инструменты должны работать в системе профобразования.
Наиболее высокий человеческий капитал в России зайдействован в таких сферах как информация и связь, финансы. В госсфере тоже задействована достаточно образованная публика».
Ярослав Кузьминов, Ректор НИУ ВШЭ
«У нас полный провал в сфере обучения детей с раннего возраста. В сфере обучения взрослых также: учится всего 15%. В развитых странах это 40%. Это показатель того, что нам нужны реальные программы, которые эти две дыры залатают.
У нас утечка кадровая не слишком велика. Но у нас сущестует дефицит кадров. Очень большая доля экономической неуспешности: 20−25% людей зарабатывают меньше, чем общество на них тратит. Это как в латиноамериканских странах. Но те страны трудоизбыточны, а мы ввозим миллионы мигрантов, создавая для себя социальные риски. Поэтому ключевая проблема — снижение доли экономической неуспешности выпускников вузов.
Что касается науки в вузах, то, если мы посмотрим на финансирование высшего образования по паритету покупательной способности по сравнению с Европой, мы увидим, что мы не так плохо финансируемся. Но вузы катастрофически недофинансированы в инновационном компоненте».
Марина Боровская, Замминистра науки и высшего образования Российской Федерации
«Качество профессионального сообщества, которое сегодня собирается в конкретных вузах, зависит успех задач, которые ставит перед собой университет. Когда мы говорим об экономическом росте страны, мы говорим, конечно, о благосостоянии граждан, которое определяется, в том числе качественным образованием. Государство готово вкладывать в конкретного человека, капитализируя экономический рост. Эта капитализация сегодня относится не только к государству, но и к компаниям, которые готовы платить за получение качественного ресурса, и к родителям, которые понимают, что в успех нужны инвестии.
Сегодня в России принята серия национальных проектов, в основе которых лежат две позиции: развитие личности и ее благосостояние, которое зависит, в том числе, и от качества образования.
Государство создает свои регуляторы по распределению выпускников образовательных учреждений. Дальше регуляторы создают регионы, потому что у них возникает потребность в кадрах. Дальше — регуляторы создают корпорации, которые берут на работу выпускников вузок. Следующим уровнем регуляции является сама образовательная организация: сколько выпускников оставить себе — на воспроизводство, сколько оставить в научной инфраструктуре, сколько отправить в индустриальные компании-партнеры».