СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

7 рекомендаций для перехода в онлайн в условиях «потопа»

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!


Александр Молчанов, основатель «Е-проф — профессиональное электронное образование» поделился своими советами по переходу в онлайн.


Александр Молчанов

Основатель «Е-проф — профессиональное электронное образование»


Все массово побежали в дистанционные форматы, начиная набивать детские шишки, которые некоторые набивали более 20 лет. Несколько очень коротких рекомендаций, которые хочется озвучить в условиях «потопа»:

1. Нужен лидер процесса


Если спрашивать у руководителя организации какая система, решение, технология, методика лучше — это верный шаг к увольнению. Руководителю важно, чтобы все работало не хуже, чем обычно и не было возмущений. У него будет забита голова финансовыми и организационными проблемами, потому не добавляйте ему проблем. Вы можете приходить к нему за советом с уже полностью проведенными расчетами — что, сколько, на какой период и т. д. Плюс пара вариантов на форс-мажор, а что если все это навсегда? И да, если вы лидер процесса по переходу на онлайн, в этой ситуации ваша значимость для организации вырастает настолько, что даже ректор для вас — это инструмент по управлению всем коллективом.

2. Решения — простые, проверенные, интуитивно-понятные


Запомните один факт: между вами и простым педагогом, студентом — пропасть из знаний и навыков, а потому все должно быть максимально просто и понятно. Каждое решение должно быть сопровождено понятной и простой пошаговой инструкцией. У любой системы масса возможностей, с которыми педагоги познакомятся в процессе, когда будет приходить аппетит на онлайн, а пока вам важны минимальные возможности, которыми могут пользоваться все.

3. У вас уникальная возможность перепроектировать образовательный процесс


Учебная часть с легкостью найдет дублирующиеся лекции и уроки — нет смысла хранить 10 версий одной лекции как от одного, так и от нескольких педагогов. К тому же оптимизация приведет к уменьшению оплаты за технические решения и снизит нагрузку на каналы связи.

4. Используйте проверенные решения, которые будут гарантированно работать


Модный стартап, конечно, красив и хорош, но доверия к большой нагрузке и стрессоустойчивости к Гуглу, Майкрософту, Эпплу и другим монстрам, соцсетям, мессенджерам будет больше. Потому что, если что-то можно реализовывать с монстрами и на их решениях — это можно и нужно делать.

5. Вы сейчас делаете временное решение


Это так. Но никто не знает насколько затянется пандемия, а потому у вас должен возникнуть план проверки гипотез сейчас и план создания устойчивой инфраструктуры решений и методик на более стабильное время (через неделю или две можно уже начинать переход на них).

6. Убедите руководство снизить контроль или отменить его вообще за педагогами и студентами


Дайте возможность педагогу ошибаться, а не искать слова для отчета, ведь педагогу сейчас не сладко — во-первых, его материал становится общедоступен (стримы никто не отменял), во-вторых, надо пересобрать материал и главное методику обучения так, чтобы студентам было удобно учиться, а это уйма времени с учетом нагрузки в полторы-две ставки. Так что не надо собирать сотни отчетов, просто примите на веру то, что педагоги работают, пытаясь выдать тот объем знаний, который уже прописан в их программах. В конце концов, большая часть систем умеет мониторить присутствие в них людей. Цифра дает больше возможностей по организации гибкого учебного процесса, поэтому не надо жестких рамок — они излишни.

7. Призовите на помощь самих студентов


Они лучше других знают, как им удобнее и лучше будет учиться. Пусть они включатся в процесс проектирования новой цифровой среды обучения, собранной из лоскутков различных решений.
И в заключении всей темы с вирусом напомню — любому процессу нужен лидер, способный вести за собой, убеждать, обосновывать, созидать и управлять коллективом. Это самое важное в кризис — островок стабильности вокруг лидера, именно это вывозит в сложных ситуациях и позволяет принимать самые сложные решения.