Особенность этой Программы в том, что ключевым партнером является учитель. И я бы сказал, что в этой Программе личностного развития мы уделяем педагогам даже больше внимания, чем детям, потому что мы верим в то, что если учитель не будет знать куда двигаться, если он не определил для себя цели, то он не сможет помочь ребенку в выстраивании своих целей.
Первый вызов — вызов неопределенности — жизнь в потоке ситуаций, когда ты можешь столкнуться с множеством непрогнозируемых событий. Второй вызов — вызов сложности — в современном мире невозможны примитивные адаптивные решения, за которыми стоят стереотипы. Мы уже понимаем, что наши дети не будут жить в простом мире. Ключевое отличие нас как учителей, управленцев и родителей, что мы только учимся жить в этом мире. Третий вызов — вызов разнообразия. Ключевой ответ на вызов разнообразия — вариативность в эволюционном смысле этого слова. Четвертый вызов — вызов ответственности.
Кто готов ответить на вызовы в мире неопределенности — это тот, кто выходит за рамки адаптивных схем, кто готов к решению проблемных задач, тот, кто смело идет вперед и придерживается формулы «я иду против потока, но знаю, что течение потока изменится». Все это уникальный путь, и мы хотим сделать его реальностью вариативного ценностного образования, развивающего личностный потенциал в 21 веке.
Лидер изменений — это педагог. Однако недостаточно обеспечить педагога инструментами по работе с детьми. Есть ряд условий, которые мы должны соблюсти:
Главный партнер педагога — руководитель школы, поэтому ему отводится особая роль, в том числе по формированию среды в школе;
- Поддержка со стороны региональной власти, которая разделяет ценности Программы и считает их частью образовательной политики;
Команда внедрения;
Личностно-развивающая среда вокруг ребенка, включая семью, допобразование, обеспечивает глубину и устойчивость изменений.
Педагог должен быть не один, должна быть некая команда, которая позволит достичь результатов. Таким образом, обучая педагога, обеспечивая эти условия, способствуя его личностному развитию, мы рассчитываем на получение того эффекта, о котором мы говорим.
Алгоритм реализации Программы в отдельной образовательной организации заключается в следующем:Первый шаг — подготовка управленческой команды, которая разрабатывает проект личностно-развивающей образовательной среды. Разработанный проект после защиты становится основанием для изменений в школе на три года.
Второй шаг — Подготовка педагогических команд. Обучение заключается не только в передаче методики работы с детьми, но и в личностном развитии самого педагога.
Третий шаг — обеспечение школы учебно-методическими материалами, старт работы с детьми.
Четвертый шаг — по итогам первого года реализации программы мы должны отобрать лучших педагогов и подготовить их как тьюторов, которые должны поддерживать развитие внутри образовательной организации в дальнейшем.
Реализация программы с прекрасным названием «Школа возможностей» дает широкий набор инструментов как непосредственно для школы, так и для педагогов и семьи. Только при комплексной реализации программы на каждом из этих этапов возможно добиться высоких результатов при развитии личностного потенциала у детей. Учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию состоит из пособий для учителя, ребёнка и семьи. Фундаментом и одновременно ориентиром для взрослых, что все делается верно, является теория по социально-эмоциональному развитию.
Это помощник, к которому можно обращаться, сверяться терминологически и понятийно. Педагоги могут использовать в своей деятельности методические пособия с готовыми детализированными сценариями занятий и таймингом, что непременно облегчает не только подготовку к занятиям, но и их непосредственную работу с детьми. Для детей разработаны красочные, содержательно и методически выверенные рабочие тетради и игровые комплекты. Все это — результат колоссальной работы большого авторского коллектива.
Мы два года апробировали этот учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию. Уже после первого полугодия занятий мы зафиксировали условный побочный эффект — изменения у учителя: невозможно оставаться в той ролевой модели, в которой учитель привык быть, когда речь идет о чувствах, эмоциях, внутренних переживаниях. Кроме того, когда я говорила о профессиональной подготовке, отдельный блок — это личностное развитие педагога, он включает тренинги, ориентированные именно на него, а не на ребенка.
Программа связана с учительством, имеет в широком смысле поддерживающее значение, выступая как профилактика тяжелейших феноменов личностного выгорания. Очень часто учителя остаются один на один со своими неотвеченными вопросами, а неотвеченные вопросы — это путь к неврозу. Поэтому мы даем возможность через эту Программу достичь гуманистических эффектов личностного роста. Без личностного роста нет профессионального.