Новости

Рыбаков Фонд назвал лучших педагогов дошкольного образования

Объявлены результаты четвертого Всероссийского конкурса имени Л. С. Выготского. Это единственный в России конкурс, нацеленный на поиск и поддержку творческих специалистов дошкольного образования, ориентированного на ребенка. Он открыт для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по направлениям «педагогические науки» и «гуманитарные науки». 266 победителей конкурса получат денежные призы и новые возможности профессионального развития от организатора конкурса — Рыбаков Фонда.


Конкурс продолжает набирать популярность: было принято 5358 заявок из 84 регионов России: от педагогов — 5090, от студентов — 268. Для сравнения, в прошлом году было принято 4713 заявок, и тогда этот показатель вырос почти вдвое по отношению к предыдущему году.

Каждую заявку оценили минимум 2 эксперта. Всего 162 специалиста из 43 регионов провели 11 237 экспертиз. Они сформировали рейтинговые списки, затем Экспертный Совет конкурса оценил заявки, вошедшие в рейтинг, и утвердил список победителей.

Победителями четвертого конкурса имени Л. С. Выготского стали 193 педагога и 73 студента. Педагоги получат по 50 тысяч рублей, студенты — по 20 тысяч рублей. Кроме того, лучших участников ждут новые возможности профессионального роста.

80 педагогов и 20 студентов приедут в Москву на Летнюю школу — это интенсивная программа развития, позволяющая участникам вместе с ведущими экспертами и практиками дошкольного образования улучшить свои компетенции и стать частью развивающего профессионального сообщества.

20 педагогов впервые пригласят на Лидерскую школу, где они смогут усилить свои организаторские качества, чтобы развивать сообщество профессионалов в своем селе, городе, регионе.

6 победителей будут участвовать в образовательных турах на площадках детских садов, где смогут увидеть на практике дошкольное образование, ориентированное на ребенка, в сопровождении ведущего эксперта-куратора практики.

Лучших педагогов также ждут семинары по программам «ПРОдетей» и «Независимая оценка качества дошкольного образования» — это проекты инициативы Рыбаков Фонда «Университет детства» в области дошкольного образования. 

Все представленные возможности повышения компетенций разработаны инициативой Рыбаков Фонда «Университет детства». Каждый участник конкурса сам выбирал дополнительную возможность, заполняя заявку, и снимал мотивирующий ролик, о том, почему ему важно получить именно эту возможность. После экспертной оценки, на основании сформированного рейтинга и с учетом количества мест на конкретную дополнительную возможность были выбраны победители, которые смогут ей воспользоваться.

Кроме того, 20 педагогов победили в народном онлайн-голосовании. Помимо описания проекта, для заявки педагоги записывали и выкладывали на Youtube двухминутные видеоролики о себе и своей педагогической практике. Во время онлайн-голосования каждый желающий мог зарегистрироваться на сайте конкурса и проголосовать за три лучших ролика. В итоге ролики конкурсантов набрали 1,7 млн просмотров, свои голоса отдали 37 138 человек. Хотя баллы онлайн-голосования не влияют на результирующую оценку в конкурсе, победители голосования получат образовательные призы.

Цель конкурса — создать среду для обмена опытом и сильное сообщество специалистов дошкольного образования. Поясняет Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда.

Екатерина Рыбакова
Президент Рыбаков Фонда
Педагог повторяет модели поведения, устоявшиеся 30−40 лет назад, потому что у него нет права на ошибку, когда он один. Но попадая в сообщество педагогов-новаторов, он получает поддержку и защиту мощной среды. Рыбаков Фонд видит задачу в том, чтобы создавать такую среду взаимной поддержки для педагогов. Мне кажется, это самое важное: дать педагогам безопасную среду и показать новые перспективы. Победители конкурса имени Выготского — не один, не три, а сто человек — приезжают в Москву на интенсивную программу — Летнюю школу. Они сами организуют региональные школы для коллег, делятся опытом участия в программе дошкольного образования «ПРОдетей». Становятся трансляторами своих практик, тренерами, наставниками для других педагогов, экспертами на платформе «Детский сад — для детей». Так мы создаем среду развития и поддержки для лидеров изменений в образовании. Наше сообщество охватывает всю страну и с каждым годом растет.

Регионы-лидеры по числу заявок:
 Нижегородская область — 333, Республика Башкортостан — 317, Московская область — 236, Красноярский край — 231, Краснодарский край — 231, Свердловская область — 212, Кемеровская область — 292, Москва — 170, Ростовская область — 166, Чувашская республика — 149.

Больше всего заявок пришло от воспитателей, но о своих методиках рассказывали и педагоги-психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физическому развитию, педагоги допобразования, учителя-дефектологи.

Самые популярные темы — развитие познавательных, языковых, творческих, коммуникативных способностей детей, навыков саморегуляции и самостоятельности. Участники также делились опытом, как консолидировать усилия сада, района, родителей, социальных партнеров ради гармоничного развития ребенка, как включить ребенка в разнообразные сообщества — поликультурные, разновозрастные, с участием детей с ОВЗ и т. д., как организовать игровую среду для детей за пределами сада — в открытой городской среде.

Всероссийский конкурс имени Л. С. Выготского является ежегодным, старт следующего конкурса будет объявлен в ноябре 2020 года.

Рыбаков Фонд — частная филантропическая организация, созданная Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году. Миссия фонда — формировать традицию развития социума своими руками. Для реализации нашей миссии мы разработали и приняли концепцию «Школа — центр социума», которая поможет менять к лучшему социально-образовательную среду в школах. Такая среда — это поле единого коллективного опыта для всех ее участников. Учителя и родители, ученики и выпускники, директора и партнеры школ — не разделяются на поставщиков и потребителей информации, знаний или услуг, а участвуют на равных в создании нового образовательного опыта. Формирование такой среды — это не только новый способ делания, но и новый способ мышления — в со-творчестве, со-действии и со-бытии. Реализуя нашу миссию, мы ставим цель — обеспечить качественное образование для всех. Это будет нашим вкладом в достижение четвертой цели устойчивого развития, провозглашенной ООН.



«Университет детства» — инициатива Рыбаков Фонда, которая объединяет и поддерживает тех, кто развивает дошкольное образование, ориентированное на ребенка.