Новости

Круглый стол ФИРО: электронное портфолио – не вместо, а вместе с ЕГЭ

2 апреля в РАНХиГС состоялось третье заседание Дискуссионного клуба Федерального института развития образования (ФИРО) и интернет-издания «Мел» по теме: «Портфолио vs ЕГЭ: как все это понимать?» Тема дискуссии возникла в связи с актуальностью портфолио в контексте единого государственного экзамена. Также в этом году отмечается десятилетие с момента запуска ЕГЭ.
Эксперты обсудили, как развивается ЕГЭ, что представляет собой электронное портфолио и готова ли система образования к новому витку развития.
image
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов обратил внимание собравшихся, что ЕГЭ начал устаревать. По его мнению, необходимо создавать центры сертификации разных грамотностей и компетентностей:
Виктор Болотов, Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Идеальная картинка, которую я вижу через 5−7 лет: в каждом субъекте Российской Федерации есть центры сертификации, где ребенок может получить подтверждение своих навыков, добавить его в портфолио при поступлении в вуз.
Игорь Круглинский, начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора заметил, что ЕГЭ как внешний экзамен постоянно модифицируется и уже на 80% состоит из развернутых ответов. Он необходим для оценки качества подготовки абитуриентов и отбора лучших из них в высшее учебное заведение.

image

Максим Дулинов, Директор ФИРО РАНХиГС
Некая оценка достижений будущего студента на выходе из школы должна быть. Мэр Москвы Сергей Собянин заявлял в одном из своих интервью, что в будущем портфолио заменит ЕГЭ и поможет эффективно выявлять талантливых специалистов. Это портфолио можно будет пополнять не только во время учебы в вузе, но и в дальнейшем, составляя электронную историю успеха человека. Игорь Михайлович, вы как-нибудь учитываете портфолио абитуриентов при поступлении
Игорь Реморенко, Ректор МГПУ
Наступит момент, когда портфолио будет играть существенную роль по отношению к национальным экзаменам. Я думаю, что первым начнет использоваться в аналитических целях портфолио работников образования. У нас это уже входит в практику. Десятая часть материалов, находящаяся в «Электронной школе», открыта, доступна для анализа. Можно типологизировать материалы: почему учителя выбирают те или иные занятия, что берут или не берут из учебников. В какой-то момент портфолио станет не менее важным критерием отбора абитуриентов, чем ЕГЭ. Портфолио начнется с того, что мы сможем делать в своем профессиональном сообществе, и постепенно оно дорастет и до других сфер.
Максим Дулинов, Директор ФИРО РАНХиГС
Профессиональное учительское портфолио — это классная история, особенно если будет внедрена в национальную систему учительского роста. Михаил Геннадьевич, директору в школе все равно — ЕГЭ или портфолио?
Михаил Мокринский, Директор Международной школы «Летово»
Нарушить монополию — сильное решение. Директору не все равно. Надеюсь, в новой структуре будет объективность. Должна быть структура затем, что это портфолио должно превратиться в профайл. И должно быть два профайла: самой школы и ученика и должно быть соотношение между ними. Умение в цифровом веке сопоставить одно и другое — очень сильный ход. Это должно быть быстро и удобно для пользователей портфолио. Портфолио — один из вызовов, который позволяет увидеть достижения ребенка и вклад школы в эти достижения. Так же портфолио — это попытка справиться со свалкой информации, в условиях которой мы живем.
image



Павел Кузьмин, Директор Московского центра качества образования

Портфолио должно формироваться из цифровых следов ребенка. Уже сейчас в рамках МЭШ видно, чем ребенок занимается, с какими результатами осваивает материал, в какие кружки и секции ходит, в какие музей и театры ходит, в том числе, проектная деятельность, то есть мы получаем большой массив очень важной информации. Возникает вопрос, как с этой информацией работать, как ее анализировать и структурировать.
На мой взгляд, портфолио должно формироваться автоматически, должны использоваться технологии достоверности результатов. Думаю, через 5−7 лет мы с достоверностью 99,9% сможем определять, что та или иная работа была выполнена ребенком самостоятельно. Сейчас мы пытаемся внедрять автоматизированные технологии с проверкой развернутых ответов, чтобы разгружать учителей.
Если данные результаты будут формироваться из большого количества источников, появится возможность очень серьезной вариативности для оценки образовательных результатов ребенка. Также я считаю, что семья имеет право открывать результаты портфолио именно тем, кому она считает нужным.