2 апреля в РАНХиГС состоялось третье заседание Дискуссионного клуба Федерального института развития образования (ФИРО) и интернет-издания «Мел» по теме: «Портфолио vs ЕГЭ: как все это понимать?» Тема дискуссии возникла в связи с актуальностью портфолио в контексте единого государственного экзамена. Также в этом году отмечается десятилетие с момента запуска ЕГЭ.Эксперты обсудили, как развивается ЕГЭ, что представляет собой электронное портфолио и готова ли система образования к новому витку развития.Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов обратил внимание собравшихся, что ЕГЭ начал устаревать. По его мнению, необходимо создавать центры сертификации разных грамотностей и компетентностей:
Виктор Болотов, Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Идеальная картинка, которую я вижу через 5−7 лет: в каждом субъекте Российской Федерации есть центры сертификации, где ребенок может получить подтверждение своих навыков, добавить его в портфолио при поступлении в вуз.Игорь Круглинский, начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора заметил, что ЕГЭ как внешний экзамен постоянно модифицируется и уже на 80% состоит из развернутых ответов. Он необходим для оценки качества подготовки абитуриентов и отбора лучших из них в высшее учебное заведение.
Максим Дулинов, Директор ФИРО РАНХиГС
Некая оценка достижений будущего студента на выходе из школы должна быть. Мэр Москвы Сергей Собянин заявлял в одном из своих интервью, что в будущем портфолио заменит ЕГЭ и поможет эффективно выявлять талантливых специалистов. Это портфолио можно будет пополнять не только во время учебы в вузе, но и в дальнейшем, составляя электронную историю успеха человека. Игорь Михайлович, вы как-нибудь учитываете портфолио абитуриентов при поступленииИгорь Реморенко, Ректор МГПУНаступит момент, когда портфолио будет играть существенную роль по отношению к национальным экзаменам. Я думаю, что первым начнет использоваться в аналитических целях портфолио работников образования. У нас это уже входит в практику. Десятая часть материалов, находящаяся в «Электронной школе», открыта, доступна для анализа. Можно типологизировать материалы: почему учителя выбирают те или иные занятия, что берут или не берут из учебников. В какой-то момент портфолио станет не менее важным критерием отбора абитуриентов, чем ЕГЭ. Портфолио начнется с того, что мы сможем делать в своем профессиональном сообществе, и постепенно оно дорастет и до других сфер.Максим Дулинов, Директор ФИРО РАНХиГС
Профессиональное учительское портфолио — это классная история, особенно если будет внедрена в национальную систему учительского роста. Михаил Геннадьевич, директору в школе все равно — ЕГЭ или портфолио?Михаил Мокринский, Директор Международной школы «Летово»Нарушить монополию — сильное решение. Директору не все равно. Надеюсь, в новой структуре будет объективность. Должна быть структура затем, что это портфолио должно превратиться в профайл. И должно быть два профайла: самой школы и ученика и должно быть соотношение между ними. Умение в цифровом веке сопоставить одно и другое — очень сильный ход. Это должно быть быстро и удобно для пользователей портфолио. Портфолио — один из вызовов, который позволяет увидеть достижения ребенка и вклад школы в эти достижения. Так же портфолио — это попытка справиться со свалкой информации, в условиях которой мы живем.
Павел Кузьмин, Директор Московского центра качества образования
Портфолио должно формироваться из цифровых следов ребенка. Уже сейчас в рамках МЭШ видно, чем ребенок занимается, с какими результатами осваивает материал, в какие кружки и секции ходит, в какие музей и театры ходит, в том числе, проектная деятельность, то есть мы получаем большой массив очень важной информации. Возникает вопрос, как с этой информацией работать, как ее анализировать и структурировать.На мой взгляд, портфолио должно формироваться автоматически, должны использоваться технологии достоверности результатов. Думаю, через 5−7 лет мы с достоверностью 99,9% сможем определять, что та или иная работа была выполнена ребенком самостоятельно. Сейчас мы пытаемся внедрять автоматизированные технологии с проверкой развернутых ответов, чтобы разгружать учителей.Если данные результаты будут формироваться из большого количества источников, появится возможность очень серьезной вариативности для оценки образовательных результатов ребенка. Также я считаю, что семья имеет право открывать результаты портфолио именно тем, кому она считает нужным.