В Общественной палате России прошли слушания, посвященные развитию Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) в соответствии с поручениями Президента РФ Владимира Путина. В обсуждении, которое состоялось по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, приняли участие эксперты из сферы образования, представители ведущих технологических компаний и общественных объединений.
В 2020 году Президент России Владимир Путин поручил запустить во Всероссийской олимпиаде школьников междисциплинарные направления с учетом опыта Всероссийского конкурса «Большие вызовы», Олимпиады Кружкового движения НТИ и иных конкурсов, ориентированных на развитие у детей способностей и интереса к инженерно-технической и научно-исследовательской деятельности.
Наталья Кравченко
председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности
В последние годы в России на высоком уровне развиваются междисциплинарные соревнования, где наши школьники демонстрируют свои таланты и способности. Общественная палата взяла на себя миссию консолидировать ключевые позиции экспертов сферы образования и представителей бизнеса по вопросу включения междисциплинарных направлений во Всероссийскую олимпиаду. Уверена, что совместно нам удастся создать прозрачный и удобный социальный лифт для молодых талантов в разных сферах.
Дмитрий Земцов
лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение»
Всероссийская олимпиада школьников имеет богатую историю и за несколько десятилетий помогла реализовать свои таланты миллионам российских школьников, многие из них стали блестящими учеными, конструкторами, основателями компаний. Но сегодня все главные научные и технологические прорывы совершаются на междисциплинарном уровне, и Всероссийская олимпиада, как главный социальный лифт для талантов, должна отвечать вызовам времени. Выработанные нами предложения позволят выполнить поручение Президента и поднять уровень признания достижений школьников в межпредметных, командных инженерных, научно-технологических конкурсах, открыть для них больше возможностей.
Координатор интенсивных профильных программ направления «Наука» Образовательного центра «Сириус» Алексей Горбачев подчеркнул, что необходимо скорректировать Федеральный закон «Об образовании»:
Алексей Горбачев
Координатор интенсивных профильных программ направления «Наука» Образовательного центра «Сириус»
Есть два варианта: либо говорить, что кроме Всероссийской олимпиады бывают и другие всероссийские соревнования, всероссийские конкурсы проектов — и сразу регламентировать их; либо говорить, что олимпиада проходит не только по общеобразовательным предметам, но и по междисциплинарным направлениям — по соответствующим разным регламентам.
Прежде всего, эксперты предлагают поднять уровень Всероссийской олимпиады и утверждать порядок ее проведения Правительством РФ. Наряду с «интеллектуальными состязаниями» по школьным предметам в рамках ВсОШ предлагается выделить междисциплинарные форматы: «проектно-исследовательские конкурсы» (по модели конкурса «Большие вызовы»), «командные инженерные соревнования» (по модели Олимпиады Кружкового движения НТИ) и «конкурс профессиональных компетенций» (по модели юниорского трека Worldskills Russia).
Выступающие подчеркнули, что важно гарантировать победителям поступление в ведущие университеты, и предложили привязать все направления олимпиады к предметам и вузовским направлениям подготовки. При этом олимпиадные задания должны отвечать актуальным задачам — для этого в методические комиссии ВсОш рекомендуется приглашать профильные министерства, компании, общественные и профессиональные объединения.
Озвученные предложения поддержали представители ведущих технологических компаний. Руководитель компании «1С» Борис Нуралиев подчеркнул, что для работодателей выгодно повышение уровня междисциплинарных соревнований:
Борис Нуралиев
Руководитель компании «1С»
Для индустрии это хорошие, выгодные предложения, большой плюс для работодателей в целом. Очень правильно, чтобы технологически ориентированные ребята, которые могут что-то создавать своими руками, получали больше шансов на обучение в лучших университетах.
Исполнительный директор АНО «Консорциум «Телекоммуникационные технологии» Анна Янчевская также предложила как можно раньше связывать траектории победителей и призеров междисциплинарных соревнований непосредственно с работодателями — госкорпорациями и ведущими технологическими компаниями:
Анна Янчевская
Исполнительный директор АНО «Консорциум «Телекоммуникационные технологии»
Любые инициативы, которые индексируют потенциал выявления талантов, мы поддерживаем. Одна из ключевых миссий Олимпиады Кружкового движения НТИ — раннее знакомство школьников с компаниями и вовлечение их в решение реальных задач. Мы очень высоко ценим предметные знания специалистов, но с точки зрения встраивания талантов в нашу работу, нам нужны именно те надпредметные компетенции, которые развиваются в таких соревнованиях, как Олимпиада КД НТИ. Повышение уровня этих соревнований очень важно для нас, как для работодателей. При этом нам стоит совместно выстраивать траектории технологически ориентированных ребят не только в части поступления в вузы, но и как можно раньше связывать их непосредственно с работодателями и большими сквозными проектами, которые разрабатываются сейчас на государственном уровне.
Директор департамента новых образовательных технологий и проектов для детей и молодежи ФИОП Роснано Андрей Мельников и начальник отдела Департамента развития персонала и сопровождения проектов Госкорпорации «Роскосмос» Виктория Кожан также поддержали предоставление бОльших возможностей технологически ориентированным талантливым старшеклассникам при поступлении в ведущие вузы.
По итогам обсуждения Комиссия Общественной палаты РФ подготовит и направит в Министерство просвещения России все одобренные на заседании предложения по реализации поручения Президента. Также эксперты сферы образования и представители технологических компаний предложили создать рабочую группу и на площадке Общественной палаты выработать решения по включению технологически ориентированных школьников в работу ведущих компаний.