СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Школа и EdTech: знакомы, но не дружны

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

В рамках ММСО 28 апреля состоялась презентация итогов исследования «Единый день технологической готовности учителей» и дискуссия о том, какие меры для поддержки образовательного дистанта приняли в регионах и что могут предложить в сложившейся ситуации школам EdTech-компании.


Форсированный дистант стимулировал взаимное внимание друг к другу школ, цифровых гигантов и EdTech-компаний. 57% педагогов не имели опыта дистанционных занятий и 95% школ не проводили дистанционных мероприятий до начала карантина.


Для большинства педагогов основным источником информации о цифровых решениях являются другие учителя и администрация школ и в наименьшей степени — внешняя среда и ее акторы. При этом взаимодействие с EdTech-компаниями увеличилось у 51% учителей и 65% школьных администраторов.


Школам нужны сервисные партнеры, которые кроме технических решений предоставят круглосуточную поддержку от разработчиков, адаптированную к уровням пользователей — от варианта «куда нажать, чтобы зарегистрироваться» до кейсов «задание со звездочкой».

Юлия Андреева
директор «Центра развития талантов» (Великий Новгород)
Педагоги в регионе подключены к рекомендованным Минпросом платформам — РЭШ, Учи. Ру, Skyeng, Новая школа, для учеников новгородским телевидением запущен медиа-проект «Уроков.net» — видео-лекции от предпринимателей, специалистов по технологиям и даже губернатора Алексея Никитина на тему профессий будущего. При Новгородском университете создана команда волонтеров, которые помогают педагогам освоить цифру, несколько EdTech проектов работают в рамках Фабрики пилотирования проектов НТИ в регионе. После завершения карантина будет некоторый откат в использовании цифры, но все-таки лучшие решения закрепятся.
Мария Рамина
начальник отдела общего образования Департамента образования Нижнего Новгорода
В регионе налажена система коммуникации с руководителями образовательных организаций, работает горячая линия для родителей школьников, на сайтах школ созданы разделы по дистанту, проводятся родительские собрания онлайн. Сбор кейсов успешного опыта ведется в рамках проекта «Учительский ежедневник». Очень важно, что есть возможность обмена опытом, площадка для высказываний.

Михаил Мягков, генеральный директор образовательной компании Maximum Education рассказал, что по инициативе компании в нескольких регионах по 20−30 школ подключились к платформе и получили доступ к урокам и заданиям. Также около 130 тысяч семей записалось бесплатно на тренажеры ОГЭ и ЕГЭ, которые являются основным продуктом компании.

Михаил Мягков
генеральный директор образовательной компании Maximum Education
Однако наши продукты построены для решения проблем ученика и родителя, мы в своей ДНК прежде всего B2C компания, и пандемия эту ситуацию пока не поменяла. Для качественного дистанта необходим комплексный подход — платформа, поддержка, методическое сопровождение. Лоскутное одеяло даже хороших решений не даст того эффекта, на который способен дистант.
Сложность взаимодействия с формальной системой образования даже в ситуации повышенного внимания к онлайн-решениям подтвердил и генеральный директор компании «Алгоритмика» Андрей Лобанов:

Андрей Лобанов
генеральный директор компании «Алгоритмика»
Большинство компаний на рынке образования работают b2c, поскольку у школ мало инструментов взаимодействия с частным сектором. В регионах есть заинтересованные чиновники и директора, но юридически не так много вариантов, как госструктуры могут платить. Что мы можем сделать для системы сейчас? Мы бесплатно отдали наши тренажеры по программированию и компьютерной грамотности, провели вебинары для 7,5 тысяч учителей. Офлайн все-таки эффективнее, после карантина мы вернемся в школы, но привычки использовать лучшие решения останется, и это шаг вперед для системы образования.


В целом опыт, приобретенный во время дистанта, поставит вопрос не только об удобстве, но и о доказанной эффективности цифровых технологий и EdTech решений. Так, исследования, которые проводились до глобального карантина (Learning technology Sparx, 2020), говорили о невысоком уровне доверия к EdTech-компаниям в среде педагогов: более трех четвертей учителей и руководителей школ (79%) хотят видеть четкие доказательства того, что EdTech работает в классе.

Диана Королева
Заведующая Лабораторией изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Ситуация обязательного дистанта примиряет кибероптимистов и киберскептиков, превращая их в реалистов. Какой быть цифре в школах? Той, которой пользуются коммерческие флагманы EdTech или иной, выросшей из формальной системы образования? В этом году в рамках Конкурса инноваций в образовании (КИвО), который проводит наша лаборатория, мы объявили специальную номинацию COVED. В нее попадут инновационные проекты, которые помогают выстроить образование в ситуации пандемии. Традиционно инновации поступают к нам как от стартаперов, предпринимателей и даже родителей, так и от учителей, психологов, администрации школ и вузов. Очень любопытно, как разделятся и разделятся ли проекты по этому основанию. 18 мая после окончания приемной кампании для инноваций мы это узнаем.