Новости

Из школы в музыкальный инструмент

К 1 сентября на фасаде столичной школы Казарновского появилась гигантская арт-инсталляция клавишного инструмента, созданная российским художником Мариной Звягинцевой, которая исследует возможность объединения искусства и городской среды. Это третий site-specific проект Марины Звягинцевой для образовательной среды: уличная инсталляция «МедиаДвор» изменила пространство в Высшей Школе Экономики в Хитровском переулке, а проект «Спальный район. Открытый урок» в 2011 году разместился на всех этажах знаменитой школы № 109 на Юго-Западе Москвы. Вообще Звягинцева — лидер паблик-арта в России — уже преобразила немало безликих зданий: например, поместила на фасад Морозовской больнице гигантскую кардиограмму, полную игрушек, а библиотеку в Норильске закутала в «Вечную теплоту» — огромные батареи из книг местных писателей. Проект «Классная игра» продолжает арт-стратегию художника по преобразованию обычной архитектуры в яркую.


Раньше здание школы Казарновского было покрашено в ничем не примечательные желтый и белый цвета. Облик здания не выдавал в себе специфику образовательного учреждения, известного своими новаторскими методиками. Арт-проект «Классная игра» превратил всю школу в большой музыкальный инструмент, на котором играют ученики и учителя в едином ритме. «20 на 53 метра — наверное, это самый большой мой «холст», — говорит Марина, стоя на фоне своего масштабного творения. Дом-пианино приковывает взгляд и, кажется, даже по-своему звучит. Теперь само здание будет задавать ритм насыщенной школьной жизни.    


На фасаде здания высотой 20 метров появились черно-белые клавиши из долговечных композитных материалов, размер которых достигает шести метров. Одна из больших клавиш — плазменная панель для трансляции хроники жизни Школы и значимых событий.



Марина Звягинцева
современный российский художник, лидер паблик-арта в России
Эта передовая школа пользуется современными методиками обучения, а ее фасад — традиционный и скучный. Мне захотелось сделать так, чтобы он соответствовал внутреннему содержанию школы и был современным. Кроме клавиш пианино, которые отсылают нас к искусству, на фасаде есть и компьютерные клавиши, которые говорят о современном обучении, о цифровизации процессов. Моя задача была не переделывать архитектуру здания, а услышать ее — выступы на фасаде создают особый ритм, отсюда родилась концепция объекта: не изменяя архитектуру, вписать в нее клавиши так, чтобы они полностью перепрограммировали фасад. Экран добавляет мультимедийности и позволяет заглянуть внутрь школы, увидеть, что там происходит.

Школа должна привлекать с первой минуты. Более 2000 раз за время учебы с 1 по 11 класс ребенок подойдет к зданию, поэтому фасад играет особую роль. Оживленный и дружелюбный, в отличие от безликого, он вызывает яркие эмоции и положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.


«Класс-центр» — школа с историей. Реконструировать и модернизировать школу сложнее, чем снести и построить заново. С одной стороны, школа должна вписываться в ландшафт, с другой стороны — выделяться среди жилых построек, быть притягательной для жителей района. Художественная роспись здания — вещь временная и уже привычная. Именно поэтому Сергей Зиновьевич Казарновский для брендинга школы решил использовать паблик-арт и создать арт-инсталляцию с Мариной Звягинцевой.


Сергей Казарновский
директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России
Наша школа вообще состоит из трех школ — обычная, музыкальная и драматическая. Многие годы мы занимаемся искусством, и в последнее время — современным искусством в частности. Марина долго ходила по школе и сказала, что здание настолько переполнено разными артефактами, что надо думать про его фасад. И когда она предложила эти клавиши, мне безумно понравилась идея.

Школа — это место, куда ребенок ходит каждый день — она должна быть притягательной, в том числе для родителей. А наши школы, как гнилые зубы по всей стране, стоят и к ним страшно подходить. В них совершенно нет привлекательности, школа должна привлекать к себе внимание и быть центром микрорайона.

Звягинцева считает, что «внешний вид здания, особенно если школа уникальная со своим авторским стилем обучения, — значимая часть идентичности школы». Она также отметила, что паблик-арт имеет ряд преимуществ по сравнению с росписью стен — граффити. Это более современный вид искусства, где важную роль играет site-specific — когда пространство участвует в сценическом диалоге и исполняет важные постановочные функции.



Марина Звягинцева
современный российский художник, лидер паблик-арта в России
Наша система образования достаточно традиционна, но современный мир очень быстро меняется, и дети вместе с ним, поэтому существует разрыв между тем, как дети воспринимают современный мир и между тем, какую основу они получают в школе. Мне кажется, что современное искусство помогает связать эти две противоположности и словно «мост» между крайностями может помочь соединить классику и современность.
Паблик-арт помогает взглянуть на мир под другим углом: он воздействует на чувства школьников с помощью современного визуального языка, помогая им справиться с тем объемом информации, которая их окружает.


Марина Звягинцева — один из основоположников паблик-арта в России и самый масштабный site specific художник страны. Визитная карточка Марины — перформативная техника биотипии, которую художница использует в медиа-арте, 3D-объектах и арт-инсталляциях больших и малых форм. С весны 2020 года Марина создает цикл работ, посвященный запертым чувствам и социальным вопросам взаимоотношений между людьми. Эта тема и стала основной для нового периода творчества.


На протяжении последнего десятилетия Марина Звягинцева как идеолог и куратор программы паблик-арт проектов «Спальный район» развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум городских окраин.