Одарённость, если верить Льву Выготскому, даётся людям от рождения. Но сколько таких людей в мире? Как понять, что ребенок в чем-то талантлив и помочь ему это развить? Одаренность — это труд, мотивация или просто абстрактный дар, который нуждается только в небольшой помощи? Мы слышим, что поиск талантливых и одаренных детей — это одна из ключевых задач образования, что нужен максимум для реализации президентской концепции системы поиска и выявления «молодых талантов».
Но даже если мы более или менее можем для себя сформулировать саму по себе концепцию одаренного ребенка и стратегию работы с ним, что делать всем остальным детям, которые не вписываются в стандарты «одарённости»? Что происходит с детьми, которые с младшего возраста начинают жизнь в системе «ты не подошел» и «ты хуже других» (пусть это и не проговаривается открыто). Насколько вообще успешно и разумно с точки зрения развития личностного потенциала мы подходим к оценке способностей детей. И да, неизвестно, станет ли одарённый ребёнок в конечном итоге успешным взрослым.
Поговорим об этом.