Одарённость, если верить Льву Выготскому, даётся людям от рождения. Но сколько таких людей в мире? Как понять, что ребенок в чем-то талантлив и помочь ему это развить? Одаренность — это труд, мотивация или просто абстрактный дар, который нуждается только в небольшой помощи? Мы слышим, что поиск талантливых и одаренных детей — это одна из ключевых задач образования, что нужен максимум для реализации президентской концепции системы поиска и выявления «молодых талантов».
Но даже если мы более или менее можем для себя сформулировать саму по себе концепцию одаренного ребенка и стратегию работы с ним, что делать всем остальным детям, которые не вписываются в стандарты «одарённости»? Что происходит с детьми, которые с младшего возраста начинают жизнь в системе «ты не подошел» и «ты хуже других» (пусть это и не проговаривается открыто). Насколько вообще успешно и разумно с точки зрения развития личностного потенциала мы подходим к оценке способностей детей. И да, неизвестно, станет ли одарённый ребёнок в конечном итоге успешным взрослым.
Поговорим об этом.
«…Основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются: развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих: учёт результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы „социальных лифтов“; повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одарённых детей и молодёжи; оптимизацию форм отчётности и порядка регламентации педагогической работы…»
из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г.
«Выготский под одарённостью понимал способность к творчеству, которая является генетически обусловленной и развивается в ходе соответствующей деятельности. Значит ли это, что одарённость нельзя выявить, пока человек не занялся соответствующей деятельностью и не совершил в ней творческих преобразований? А мы пытаемся сделать именно это…
…Каждый день по телевидению мы слышим, что такую-то знаменитость не приняли в театральный вуз или консерваторию, посчитали бесталанным и т. п. Но при этом продолжаем упорно отбирать одарённых, не задумываясь о том, какую травму наносим детям, не прошедшим по конкурсу. Одна из главных моих печалей заключается в том, что, когда у нас школы уже в первом классе начинают отбирать детей, мы как бы не замечаем, какую травму наносим детям, которых не отобрали»
из интервью Елены Ленской, 2018 г. директора центра изучения образовательной политики МВШСиЭН, старшего научного сотрудника Лаборатории анализа общественных коммуникаций РАНХиГС
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
Вопросы к дискуссии:
- Как государство определяет одаренность?
- Допустим ли отбор детей по способностям в первом классе?
- Одарённый ребенок = успешный взрослый?
- Развитие элитарного школьного образования и резильентные школы — готовим человеческий капитал по-разному или???
- Сириусы и кванториумы — успех КАЖДОГО ребенка?
- Кто отвечает за развитие одаренности?
Модератор дискуссии:
Максим Дулинов, директор ФИРО РАНХиГС
Спикеры дискуссии:
- Марина Ракова, заместитель Министра просвещения РФ;
- Михаил Мокринский, директор Международной школы «Летово»;
- Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики МВШСиЭН, старший научный сотрудник Лаборатории анализа общественных коммуникаций РАНХиГС;
- Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548;
- Александр Милкус, зав. лабораторией образовательной и молодежной журналистики ВШЭ, обозреватель по образованию и науке ИД «Комсомольская правда»;
- Александр Ездов, директор школы № 1788 (Москва);
- Александр Попов, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС;
- Елена Бунина, генеральный директор «Яндекс»;
- Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ;
- Александр Рудик, президент фонда «ПроОбраз».
К участию в дискуссии приглашаются:
директора школ и учителя, родители, старшеклассники, студенты, представители экспертного сообщества и общественных организаций, эксперты интернет-издания Мел.
Дополнительная информация о мероприятии:
Слепушенко Олеся Александровна, slepushenko-oa@ranepa.ru 8-915-048-60-56
Регистрация на мероприятие:
Костромина Анна Викторовна, kostromina-av@ranepa.ru 8-985-583-03-13