СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Образовательный джаз

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!



Частная школа «СОТА» из Тольятти отработала 4 недели на дистанте. Проект одним из первых 30 марта полностью ушел в онлайн. Вероника Кононенко, директор школы, рассказывает о том, что удалось сделать за первый месяц.
По прошествии этого месяца могу сказать, наш дистант удался. Насколько это возможно в условиях экстренного, а не осмысленного перехода. И это не только внутришкольное мнение. С нами консультируются коллеги, благодарят родители. Все это дается титаническим трудом и еще много над чем работать, но я хочу обозначить основные слагаемые сегодняшнего результата:

1. Создание системы поддержки педагогов:

  • Цифровое методическое объединение. Было создано в середине марта и работает до сих пор. Благодаря ему практически все наши педагоги имеют одинаково высокий уровень цифровой подготовки. Среди них есть локомотивы движения, но отстающих нет вообще.
  • Школьный банк данных онлайн-ресурсов. Постоянно пополняется, обсуждается, живет активной жизнью. Опять же в рамках нашего цифрового МО.
  • Обмен опытом. Ну, здесь вообще раздолье! Учителя массово ходят на уроки друг друга, а директор и завучи находятся там целыми днями. Сверхскоростной обмен опытом обеспечен. Такой рывок мог случиться только на дистанте. В школьной группе обмен находками идёт ежедневной нон-стоп лентой.
  • Перепрофилирование воспитателей и тьюторов на модерацию уроков. Именно они обеспечивают сбор опоздавших, решают организационные и дисциплинарные моменты, тем самым сохраняя фокус педагога на самом уроке. Это наши тихие герои.

2. Пересборка расписания уроков:

  • Предметы идут преимущественно парами, причем первая часть представляет собой видеоконференцию, вторая — самостоятельную работу на различных ресурсах или в оффлайне. Итогом служит видеовстреча в конце урока. Это базовый формат, вариаций множество. Плюсы очевидны.
  • Творческие предметы объединены в блок «Творчество», внутри которого проводятся межпредметные уроки: ТРИЗ+музыка, эмоциональный интеллект+изо и далее множество постоянно меняющихся вариаций. За счет этого мы облегчили суммарную нагрузку детей в течение дня, сохранив все дисциплины в квинтэссенции.
  • Физическая культура в средней школе, зарядки, динамические паузы и зарядки для глаз выведены в инстаграм. И вообще многие активности «живут» именно там. Замдиректора по воспитательной работе тоже «переселилась» в соцсети.

3. Создание контента:

  • Ставка на авторский контент. Никаких широко рекомендуемых ресурсов с записями чужих уроков. На 90% свой — не лекционный! — продукт. Тяжело, но это того стоит. Иногда используем ресурсы для онлайн-опросов, но большей частью готовим сами.
  • Широкий набор используемых приложений, платформ. Свои предметные квесты, анимационные решения, опросники и тесты, онлайн-доски и всякая прочая живность во многом создают неповторимую атмосферу вовлеченности и увлекательности нашего дистанта. Как было сказано выше, 90% их содержания авторское.
  • Осознанный педдизайн курсов. Это, пожалуй, самое сложное — держать в голове итоговую цель и планировать череду уроков в логике этой цели, но с новыми инструментами и в новой парадигме. Педагоги не жонглируют ресурсами, они простраивают логику их использования в среднесрочной перспективе (как правило, предметная тема является горизонтом планирования). Для нас важно периодически «вынимать» детей из компьютера, это тоже важная задача педагогов при планировании.
  • Межпредметность. Это и так наш любимый конек, а тут такая благодатная почва! Мы организовали марафон межпредметных уроков до конца года — по уроку в неделю для каждого класса средней школы. Английский + ИЗО, английский + олимпиадная математика, история + эмоциональный интеллект, литература + география и т. д., и т. п. Это та еще батарейка для подзарядки педагогов!
Понятно, что это первый обобщенный опыт дистанта. Скажем так, чистая импровизация на заданную тему, «образовательный джаз». И вопросов остается множество. Из основных:

  • eLearning assessment. Мало думали об этом раньше. В настоящее время изучаем международный опыт: много что пишут, но в разрезе формата «экстренного дистанта» не все применимо.
  • Педдизайн онлайн-обучения. Над этой задачей давно голову ломаем. Сейчас изучаем международный опыт и обобщаем свой.
  • Минимизация временных затрат педагогов на разработку контента. Отчасти это происходит естественным образом с накоплением опыта, но ищем новые пути и способы.
  • Эмоциональная поддержка педагогов, работающих в окружении семьи и зачастую маленьких детей. Плюс общая атмосфера самоизоляции и неясности перспектив отнюдь не несет позитивный настрой. Да и отдельным ученикам оказалась нужна психологическая поддержка, а это совсем другая история. Думаем с психологами.
Мы живем в странное время, которое проявляет не только слабости, но выявляет потенциал и места силы. Столкнуться с таким жестким и неожиданным вызовом, как переход на дистант, и выйти из него победителем — это заслуга всей команды нашей школы и каждого из педагогов в отдельности. Да пребудет с нами сила, все педагоги страны и мира.