В рамках проходящего в Москве юбилейного 10-ом Гайдаровского форума прошла экспертная дискуссия «Три L» или обучение в течение жизни", на которой российские и международные эксперты обсудили проблематику перепрофилирования специалистов в условиях постоянно меняющегося рынка труда, затраты на переобучение, интерес к самообразованию в социуме.
Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково», отметил, что в сложившихся обстоятельствах следует обратить внимание на воспитание в обществе потребности обучаться в течение жизни. По его мнению, сейчас спрос на LLL во многом спящий, поэтому необходимо понять смысл пожизненного обучения.
Андрей Шаронов, Президент Московской школы управления «Сколково»
«Как приобретать умения и компетенции, не затрачивая на это жизнь? Образование для взрослого человека в идеале не должно отрывать его от работы, чтобы, сидя за партой или компьютером, он продолжал заниматься тем, за что получает зарплату».
По словам эксперта, нужно создать комфортные формы для Lifelong Learning (LLL), чтобы в течение курса обучающийся успевал получить содержательный квант за 8−15 минут.
Андрей Шаронов, Президент Московской школы управления «Сколково»
«В современном мире обучение начинается с 2−3 лет. И эта проблема не заканчивается ни в 60, ни в 70. Вновь возникает тема, что дети страшно перегружены — то есть, опять детей пичкают знанием и информацией. Очевидно, они должны учиться другим навыкам, что должно сказываться на их свободном времени».
В обществе отсутствует навык самопрезентации. Это актуальная проблема, особенно принимая во внимание постоянный рост числа фрилансеров.
Также Андрей Шаронов развенчал устаревший статус образования.
Андрей Шаронов, Президент Московской школы управления «Сколково»
«Мне кажется, что степени и другие формальные критерии образования будут стремительно терять свою ценность, потому что у работодателя есть другие способы проверки вашей компетенции, кроме «обнюхивания» вашего диплома. В этом смысле не обязательно стремиться к статусному образованию».
Эксперт отметил важнейшую роль мотивации и навигации человека в процессе Lifelong Learning (LLL). Необходимо заинтересовать субъекта и помочь понять, чему он хочет учиться. Но в процессе учебы возрастает риск потерять связь с реальностью.
Андрей Шаронов, Президент Московской школы управления «Сколково»
«LLL — это, безусловно, полезная вещь. Но я столкнулся с людьми, которые становятся зависимы от обучения, жадно хватают куски знаний. Иногда это форма прокрастинации. Когда человек выучился, у него возникает мысль о трансформации своего знания в поведение, в действия, но когда снова возникает желание поучиться — это может стать новым предлогом не вступать во взрослую жизнь, отодвинуть момент использования знаний. Учиться — хорошо, учиться много — хорошо, учиться очень много — опасно».
Материал подготовила: Мария Аксенова.