СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!
Уроки по Skype: простые правила
Алексей Овчинников
кандидат педагогических наук, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учитель биологии и математики, Липецкая область
Нестандартная ситуация возникшая в последние дни в нашей стране обозначила слабое место существующей системы образования — неготовность быстро перестроиться в какой-либо формат, отличающийся от привычного классно-урочного. Хотя только ленивый не использовал в последнее полтора-два года термин «цифра», сложившаяся ситуация показала, что в полной мере о цифровизации школы говорить еще очень рано. Радует, что первыми отреагировали на «всероссийский школьный карантин», проявив при этом гражданскую сознательность, лидеры онлайн-образования из негосударственного сектора. Открыв свободный доступ к своим ресурсам и материалам, они смягчили напряжение, возникшее из-за массового перехода школ в режим карантина, и помогли избежать «образовательного коллапса». Государственные платформы, такие как РЭШ и МЭШ (в Москве) тоже показали себя достаточно неплохо, однако анализ реальной ситуации позволяет сделать вывод, что, по большому счету, в нашей стране нет полноценной системы дистанционного обучения, позволяющей организовать освоение образовательных программ, сопоставимое с очным обучением. Точнее говоря, две формы дистанционного обучения (синхронное и асинхронное) существуют у нас отдельно друг от друга. Есть полностью асинхронный формат, представленный рядом платформ или автоматизированных систем дистанционного обучения, которые в настоящий момент берут на себя наибольшую нагрузку по дистанционному обучению школьников (и, в принципе, неплохо с ней справляются). Либо есть различные площадки, преимущественно вебинарные, которые используются для организации синхронного взаимодействия. Синхронное взаимодействие, в отличие от работы автоматизированных систем дистанционного обучения, во многом определяется человеческим фактором, то есть умением педагога организовать это самое взаимодействие. Но, к сожалению, как показывает практика, несмотря на большое количество программных продуктов и технических средств, позволяющих организовать дистанционное обучение с уровнем коммуникации, близким к естественной, именно эта форма взаимодействия с учениками дается педагогам наиболее сложно. Хотя есть достаточно простые решения, которые дают возможность учителю и ученику общаться в режиме, приближенном к обычному уроку, и использовать такие его достоинства, как эффективную коммуникацию, мгновенную обратную связь, создавать эмоциональный фон, что затруднительно при использовании автоматизированных систем дистанционного обучения. Мастерство учителя позволяет снять «барьер экрана» и общаться с ребенком в естественном, привычном для обоих режиме. Наиболее простым решением, позволяющим организовать синхронное образовательное взаимодействие, является программа Skype. Рассмотрим некоторые приемы, позволяющие проводить дистанционные уроки с помощью данной программы.
Перед началом работы педагог и ученики должны установить программу Skype на свои устройства, скачав ее по ссылке: https://www.skype.com/ru/. При этом учителю лучше установить программу не на мобильное устройство, а на стационарный компьютер или ноутбук. Затем нужно пройти процедуру регистрации, после чего педагогу нужно разослать детям на электронную почту или любыми иными другим способами свой iD или логин для добавления их в книгу контактов.

После добавления учеников в книгу контактов, учитель может создать для каждого класса отдельный чат или группу.
Для проведения видеоурока или консультации учитель может создать приглашение для учеников разослав им ссылку на так называемое «Собрание».
Ссылку удобнее всего послать в виде сообщения в Skype, но можно и на почту или в мессенджер.
Можно также просто позвонить одному из собеседников, а потом добавлять в групповой видеозвонок других участников. При этом для хорошего соединения с участниками звонка, лучше звонить в режиме «голосового звонка», а после установления стабильного соединения включать камеру.
Количество участников группового видеозвонка может составлять от 3 до 10 человек. Аудиозвонка — до 25 человек. Большее количество участников видеоконференции доступно в платных версиях программы. Но для качественного видеоурока оптимальное число участников, позволяющее провести урок как технически, так и организационно как раз и составляет не более 10 человек. А на начальных этапах работы, при отсутствии у учителя соответствующего опыта, целесообразно проводить видеоуроки для 3−4 человек. При большом количестве детей в классе можно проводить не один урок для всего класса, а короткие уроки по 15−25 минут для подгрупп из 5−10 человек.
Урок по скайпу не нужно проводить в режиме лекции или длительного объяснения нового материала. Для этого можно записать отдельное видео, например, в режиме «скринкаст» (об этом будет рассказано в соответствующей статье). Основная цель скайп-урока — ответы на вопросы, разъяснение непонятных моментов, разбор сложных примеров и другие виды деятельности, требующие интерактивного взаимодействия. Важным моментом является поддержка групповой динамики между учениками, которой не хватает при асинхронном обучении.
Вначале видеоурока учителю обязательно нужно включить свою камеру и попросить сделать это детей, чтобы все поприветствовали друг друга, уделив 1−2 минуты эмоциональному настрою на урок. Если ребенок не хочет включать камеру, настаивать не нужно, так как ему может быть не комфортно оттого, что окружающие видят обстановку его комнаты или другого помещения, в котором он находится. В ходе основной части урока видео можно выключать и учителю, так как целесообразнее все внимание детей сосредоточить на демонстрации экрана.
«Демонстрация экрана» — это режим программы Skype, позволяющий любому из участников видеозвонка демонстрировать остальным участникам изображение со своего компьютера. Включается данный режим с помощью соответствующей кнопки в правом нижнем углу окна программы.
Можно включить демонстрацию экрана с трансляцией звука компьютера (в случае, если вы, например, используете видео со звуком или аудиофайлы) или без него, что целесообразно во всех остальных случаях.
Режим «демонстрации экрана» удобно сочетать с каким-либо приложением, обладающим функционалом «классной доски». Одной из наиболее качественных программ, располагающей богатым набором возможностей, является программа SMART Notebook. На официальном сайте https://support.smarttech.com/software/smart-notebook доступен богатый выбор бесплатных пробных 30- или 60-дневных версий. Достоинством SMART Notebook является то, что с ее помощью учитель может гибко реагировать на запросы детей, не используя жесткие домашние заготовки, характерные для офисных программ типа MS PowerPoint.

В режиме «демонстрация экрана» Skype и используя SMART Notebook несложно добавлять графические объекты для составления схем или выполнения чертежей.
Используя различные виды перьев легко добавлять надписи.
Можно вставлять любые изображения и делать пометки поверх их.
Использование SMART Notebook дает возможность проводить интерактивное занятие, так как учебный контент создается непосредственно в ходе его.

Если учителю нужно переслать ученику какие-либо материалы, можно воспользоваться функцией отправки файлов, доступной в Skype.
Skype-урок целесообразно строить в форме эвристической беседы, представляющей собой систему вопросов и ответов, а не монологического рассказа учителя. Это позволяет постоянно удерживать внимание учеников, а эмоциональная поддержка, похвала и другие способы создания мотивации повышают вовлеченность детей в урок.

В данной статье мы не рассматривали возможности и инструменты для совместной удаленной работы, а также иные, более сложные способы удаленной коммуникации. Это тема отдельного материала. Данная статья призвана помочь учителю, не имеющему опыта работы в дистанционном режиме организовать видеоуроки или консультации с помощью простых, не требующих длительного освоения инструментов.