Российская креативная неделя «Просвещения» приглашает родителей, детей и педагогов
Образование — самая креативная или самая консервативная система? Школа помогает получить работу или дает базовые знания, которые не всегда актуальны? Несмотря на ответ, каждый человек связан с образованием, каждый — получает его на протяжении всей жизни и каждый хочет, чтобы образование становилось креативнее и качественнее.
Как реализовать эти желания? Обсудили в эфире программы «Физики и лирики» знаменитый телеведущий Александр Пушной и Олеся Вознесенская, член СД «Просвещение» и куратор программы «Образование в креативных индустриях» на Российской креативной неделе, которая стартует уже 26 августа.
О чем пойдет разговор на РКН?
Программа разделена на четыре смысловых дня, объединенный девизом «Сначала надо научиться». Он отражает и миссию «Просвещения», и смысловой вектор. Со школы начинается все — поиск себя, развитие талантов, создание экономики будущего, поддержка лучших идей, самореализация и синергия взрослых и детей. В течение четырех дней мы обсудим самые непростые вопросы, интересующие не только педагогов, но государство, бизнес, родителей и, что немаловажно, самих детей — поколение будущего.


Пятница, 27 августа — родительский день, где эксперты, успешно совмещающие в себе роли родителей и бизнесменов, обсудят как развивать креативность у детей, сочетать школу и креативные навыки, а материнство гармонизировать с новыми профессиями.


Суббота — детский день, где юные гости стенды посетят мастер-классы от Департамента по туризму столицы и примут участие в уроке по гостеприимству.


Воскресение, 29 августа, станет семейным днем, на повестке которого — ответственный вопрос о профориентации и совместной самореализации детей и родителей.
Не помешает ли надстройка-креативность базису-образованию?
На РКН обязательно будет разговор о том, что же дает современная школа и насколько она спорит (или дружит) с креативными подходами.

Все говорят, что soft skills, коммуникативность, креативность, критическое мышление — на первом месте в просветительской повестке. Но мы в «Просвещении» считаем, что базовые знания и классические концепции не должны быть забыты, а наоборот, должны дополняться креативом.

Главное решение — соединить креатив, свободу и требуемую грамотность во всех сферах жизни. Более того, необходимо поддержать и самих педагогов, чье обучение никогда не останавливается.

Каким бы ни был вызов со стороны экономики, не должно быть перегибов в индивидуальной образовательной траектории. Решать за ребенка в начальной школе, кем он станет, — рано. Но если мы видим склонности учащегося к определенным наукам и направлениям, то, на мой взгляд, нет смысла давить на него тем, что у него получается хуже с с меньшей мотивацией.
Перейдет ли образование в онлайн-среду?
Никогда целиком и полностью. Ни один ребенок не может весь день сидеть у компьютера, ни один педагог — добиваться поставленных целей без личного контакта с учеником. Традиционные формы обучения должны быть соединены с цифрой.

Инновационная среда и онлайн-форматы — это, в первую очередь, лишь один из инструментов, позволяющих облегчить работу учителю и взаимодействие с материалом — ученику. Но цифра не может стать первичной, так как любая школа и любое просвещение — это контакт трех точек: ребенка, учителя и родителя в открытой среде.
Образование — это услуга, которую оказывает учитель?
Дело не в термине и не в его негативной коннотации, а в самой проблеме, которая, на мой взгляд, заключается в не до конца понятной и открытой родителям системе образования.

В нашей стране конституцией закреплено бесплатное образование, родители платят налоги и поэтому ожидают от школы решения определенного набора задач. Как минимум — обеспечения присмотра за детьми и их безопасности. Как максимум — этот набор не ограничен, потому что непонятен.

Многие родители считают, что школьная жизнь и успеваемость ребенка в частности не относятся к кругу семейных забот и обязанностей. Для меня как мамы это вопрос связи со своим ребенком, вопрос воспитания. Конечно, это моя будущая забота и моя доля ответственности, которую семья готова разделить с педагогами.

Раньше воспитательная функция школы не была закреплена нормативно и подразумевалась сама собой, но с нового учебного года появится Примерная программа воспитания, которой будет необходимо следовать. Думаю, это послужит задаче «открытости» и большей прозрачности функций школы.
Родители — союзники школы?
Образование сегодня — это не только контакт с учеником, но и с родителем этого ученика. Если родитель не будет включен в процесс, счастливых детей мы вряд ли получим. Так что одна из задач школы сейчас — это объяснить, что результат ребенка непосредственно связан с тем, что происходит у него в семье, как много этому уделяется внимания.

Именно поэтому в стране повсеместно появляются родительские университеты как формат взаимодействия осознанных родителей со школой и между собой. У «Просвещения» такой проект существует на федеральном уровне уже год. Экосистема «Родительский университет: PRO-Родители» включает материалы по воспитанию, образованию, подростковой психологии, профориентации детей, материалы для самих взрослых — например, по конфликтологии и борьбе со стрессом. И я как куратор этого проекта уверена, что за широким включением родителей в сферу просвещения будущий успех каждого ребенка, системы и страны в целом.
Проход на все мероприятия Российской креативной недели открытый, для удобства слушателей доступна предварительная регистрация. Ознакомиться с полным расписанием можно на сайте, а еще — присоединиться к онлайн-трансляциям на странице «Просвещения» в Вконтакте.