«(Про)чтение»: проект повышения квалификации для взрослых, работающих с детьми-сиротами
В марте — апреле 2021 года 25 воспитателей центров содействия семейному воспитанию и домов-интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии прошли обучение по программе повышения квалификации в рамках проекта «(Про)чтение»

Проект создан при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и реализуемого Институтом психологии и социальной работы совместно с фондом «Живая классика», Центральной детской городской библиотеки им. Пушкина и Александринского театра.
Слушатели курса защитили дипломные работы на тему внедрения творческих литературных занятий в воспитательную работу центров содействия семейному воспитанию.

Программа повышения квалификации была разработана с учетом профессиональных запросов педагогов, работающих с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и задачами, которые ставит Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.
Команда фонда «Живая классика» и Института психологии и социальной работы поставила перед собой задачу дать педагогам современные и, в первую очередь, интересные инструменты работы с книгой. В программу вошли три блока: социальный, литературный и театральный. В течение полутора месяцев, очно и онлайн, слушатели приняли участие в 20 лекциях и мастер-классах.

Спикерами проекта стали дипломированные детские и подростковые психологи, доктора и кандидаты педагогических наук и филологии, сотрудники детских библиотек, актеры театра и кино. В рамках практической части программы воспитатели посетили экскурсии и мастер-классы в Центральной городской детской библиотеке им. Пушкина и обе сцены Александринского театра.
Дарья Цыбульская
инициатор и руководитель проекта «(Про)чтение
Социальная политика в области сиротства в первую очередь направлена на воспитанников детских домов, и это правильно. Но мы не должны забывать про педагогов. Воспитатель для ребят — это первый и главный взрослый. Работа в центрах содействия семейному воспитанию и домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии требует огромной самоотдачи. Педагоги, работающие с сиротами, не понаслышке знают, что такое профессиональное выгорание. Нам было важно создать курс, который вдохновит педагогов, расширит их навыки и добавит этому почетному и непростому труду творчества и удовольствия. Создавая «(Про)чтение», мы думали о взрослых, через которых дети-сироты познают этот мир.
В группу повышения квалификации вошли педагоги с разным опытом и стажем в профессии. В проекте были учтены все аспекты работы с детьми-сиротами разных возрастов. В течение курса педагоги составляли методические разработки, которые внедряли сразу, проводя большую творческую и исследовательскую работу.

К аттестации были представлены проекты по созданию литературных театров и кружков в группах с детьми-подростками, и кружков чтения вслух и чтения по ролям в группах с малышами и детьми младшего школьного возраста.
Галина Самочернова
слушатель курса, педагог
В детском доме я работаю более 30 лет. Сменилось столько воспитанников! Сколько различных мероприятий проведено! Сколько форм работы применено! Но любимой всегда оставалась работа с книгой. И как бальзам на душу — курсы! Они помогли все расставить на свои места — я поняла, как скучала по этим формам работы, как необходимы они в наше время, как мало читают наши сегодняшние дети, как важно вернуть любовь к чтению!
Организаторы проекта, совместно с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, проводят работу по составлению методических материалов, основанных на современных образовательных инструментах и актуальной подростковой и детской литературе.
Образовательный проект «(Про)чтение» — интенсивный курс дополнительного профессионального образования для педагогов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию и домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии. Проект направлен на популяризацию литературы и чтения среди воспитанников через создание в учреждениях творческих литературных кружков.

Группа проекта «(Про)чтение» vk.com/prochtenie2021