«Неделя образования». День четвертый: Персонализация, социализация, квалификация
20 мая стал очень насыщенным днем для всероссийской «Недели образования»: спикеры обсуждали различные темы — от системы повышения квалификации учителей до театральных кружков при школах и фестиваля детских лагерей. Рассказываем о самом интересном.
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Географию как метапредметную, неформальную и жизненно важную науку рассмотрели на сессии «Мир не разделён на школьные предметы», организованной ГК «Просвещение». Все спикеры сделали акцент на том, что никакая школьная дисциплина, в том числе география, не ставит своей целью наполнить головы учеников как можно большим количеством информации. Участники много раз подчеркнули, что основная цель школьного образования — научить мыслить, анализировать, работать с информацией и другими людьми. Ну, а самой важной темой стало развитие у ребенка метапредметных навыков, изучение метапредметных терминов.

«Как школы становятся центром социальной жизни своего района?» — именно на этот вопрос стала ответом сессия заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «ВШЭ» Александра Милкуса. А самыми яркими ее частями — кейсы организации школьной деятельности, которая помогла улучшению социальной жизни всего района. Так, дебаты, шахматные занятия, робототехника, музыкальные и танцевальные кружки — всё это стало частью внеурочной жизни ребят и их родителей из Хангаласского района Якутии. А другой кейс с превращением небольшой школьной телестудии в настоящее телепроизводство представил Ахтам Чугалаев, директор школы «Гармония» г. Ижевска.
Индивидуальный подход к ученику — важная тема последних лет. На сессии "Персонализированное образование в школе: как научить ребенка учиться и раскрыть его личностный потенциал", организованной СберОбразованием, руководители и учителя различных учебных заведений поделились опытом по внедрению такой системы.

В школе № 4 города Малоярославец Калужской области индивидуальный, подход помог мотивировать учителей, организовать внутренние сообщества детей, привлечь к школьной жизни родителей. Опыт другой школы, лицея города Мончегорск Мурманской области иной — оборудование, средства, способы организации персонализированного образования нашли быстро, а вот работа с родителями оказалась долгой.

О работе со стереотипами, но уже среди педагогов, рассказали представители «Авторской академической школы» из Нижнего Новгорода. Особенно интересным был кейс с введением системы «аквариумных уроков» — на протяжении всего года уроки по методике персонализированного обучения велись открыто, доступ был у всех учителей.
Жертвами травли в школе становятся не только дети, но и учителя — об этом говорили на сессии от Учи.ру и Mail.ru Group "Молодой педагог: буллинг в отношении учителя". По данным опроса НИУ «ВШЭ», более 70% педагогов в России хотя бы раз подвергались травле со стороны учеников.

Руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН Юлия Зубок рассказала, что в молодёжной среде сформировалась устойчивая группа, которая не только толерантна к буллингу, но и рассматривает его как вполне допустимую форму взаимодействия.

Программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Наталья Макарчук подчеркнула, что в отношении молодых педагогов буллинг исходит не только от молодёжи, но и со стороны других сотрудников образовательного учреждения (это называется моббинг), а также родителей и администрации. По данным Макарчук, что 23% педагогов не рассказывают о случаях буллинга никому, даже своей семье.

Социальный психолог и директор в благотворительном фонде «Шалаш» Лилия Брайнис заявила, что списывать все проблемы на учеников всё же не нужно. По её словам, важно научить учителей управлению групповой динамикой, так как взрослый учитель должен правильно выстраивать отношения в классе и помочь ребёнку преодолеть трудное поведение.
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ХИМИИ «ММСО. МЕНДЕЛЕЕВ»

На вопрос «Какого „химика“ выпускает школа и кого ждет вуз?» ответили декан химфака МГУ Степан Калмыков и проректор РХТУ Сергей Филатов. Требования обоих университетов сошлись: будущие студенты должны быть заинтересованными, креативными, должны уметь мыслить. Хороший химик должен быть столь же хорошим физиком и наоборот, уверены представители вузов. Преподаватель химии из Свердловской области Ирина Матвеева отметила малое количество профильных классов и часов изучения химии. Популяризация естественных наук, большая законотворческая работа, энтузиазм учителей и осознанность учеников — залог улучшения ситуации в сфере химического образования, уверены все участники дискуссии.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Самую актуальную тему последнего года — цифровизацию образования — обсудили на сессии ЭБС «Лань» «Цифровая трансформация педагогики». Так, интересный кейс был представлен Виолой Ларионовой, заместителем проректора Уральского федерального университета. В УФУ был создан «Цифровой тьютор» — специальный сервис, обеспечивающий связь педагогов, студентов, администраторов.

Опрос педагогов в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), представленный проректором по научной работе Ларисой Цветковой, показал, что из 100 преподавателей около 20 отметило сложность перехода на дистанционный формат. Тем не менее, РГПУ показал высокий уровень адаптации к онлайн обучению — около 98% сотрудников преподавали в этом году дистанционно.

Однако, несмотря на всю важность темы дистанционного образования, в ней, а особенно в её технической части, до сих пор существуют серьезные не решённые проблемы.
Представители классической системы высшего образования (офлайн-формат) вместе с экспертами, успешно внедряющими онлайн-форматы, в ходе дискуссии «Все выше и выше: как управлять качеством программ высшего образования?», организованной Zavtra.Online и Mail.ru Group, обсудили, как эти форматы могут сочетаться между собой, чтобы повысить качество обучения на высшей образовательной ступени. Начальник учебно-методического управления НИТУ МИСИС Александр Волков подчеркнул, что если университет хочет внедрять в свою работу онлайн-методики, то важно правильно выбрать партнёра и не работать с ним исключительно по методичке.

Алексей Дворецкий, руководитель отдела продукта компании Zavtra. Online, которая как раз помогает вузам запустить качественные онлайн-программы, считает, что хорошая программа онлайн-образования поможет вузу повышать свои позиции в рейтингах и привлекать больше студентов; а эффективность онлайн-обучения стоит оценивать по одному важному критерию: остается ли студент после первого семестра и намерен ли продолжать такую форму обучения.

Академический директор онлайн-магистратуры «Науки о данных» Полина Полунина в завершении беседы заявила, что будущее — в синтезе офлайна и онлайна, а также в платном образовании, которое отсечет немотивированных людей.
ДОСУГ

В рамках «Фестиваля детских лагерей» ведущие организаторы российского и зарубежного детского отдыха — партнеры сервиса по бронированию путевок в детские лагеря Incamp.ru — обсудили форматы отдыха и проблемы, с которыми отрасль столкнется в новом сезоне, до которого осталось уже меньше 10 дней.

Директор кинолагеря «Максатиха КЭМП» Николай Горбунов заявил, что от этого лета можно ждать качественного развития детского отдыха, потому что в межпандемические времена активность детей сильно выросла. В связи с этим организаторам детского отдыха важно проявить креатив, чтобы предложить ребятам действительно интересную программу.
Спикеры не обошли стороной вопрос безопасности из-за коронавируса. Руководитель федерального центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей Леонид Проценко отметил, что находиться в детских лагерях на территории РФ сейчас безопасно: их проверяют на соответствие не только стандартным санитарным правилам и нормам, но и по так называемому «ковидному регламенту».

Ещё одна проблема — заполняемость лагерей. Некоторые из спикеров отметили, что почти все смены уже заняты, потому что лагеря продолжают выполнять обязательства по прошлому году, заполняя смены детьми, которые не смогли отдохнуть прошлым летом из-за разгара пандемии.

Спикеры конференции обсудили и туристический кешбэк: речь идёт о новой системе стимулирования детского отдыха в виде возврата 50% стоимости путёвок в детские лагеря. Представители отрасли сошлись во мнении, что программа сначала должна официально стартовать (предположительно это произойдет 25 мая), а уже потом наступит ясность, как она будет работать и какие возникнут нюансы.
«Неделя образования»  — всероссийский масштабный проект, который продолжает идею развития концепции Московского международного салона образования. В 2021 году мероприятие проходит с 17 по 23.

В программе мероприятия запланировано более 100 событий — тематических конференций, сессий, дискуссий, мастер-классов. Они рассчитаны как на профессионалов — педагогов дошкольного, среднего и высшего звена, а также участников системы дополнительного профессионального образования, так и на широкий круг потребителей образовательных услуг.

К участию в Неделе приглашены международные эксперты, руководители различных образовательных учреждений России, педагоги начальной, средней и высшей школы, активно участвующие в процессе формирования новой парадигмы и разделяющие мнение о том, что образование — непрерывный процесс, который продолжается всю сознательную жизнь человека (lifelong learning).

Ознакомиться с подробной программой и зарегистрироваться для участия можно на официальном сайте «Недели образования»: http://educationweek.ru
Организаторы «Недели образования»: Московский международный Салон образования (ММСО), экспертно-аналитический центр «НОП», Федеральный портал Года науки и технологий в России, национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального педагогического образования (НАОДППО), АНО «Россия — страна возможностей», «Кадры для цифровой экономики», ГК «Просвещение», Skyeng, Учи.ру, Учеба.ру, РАНХиГС, Международный детский центр «Артек», Skillbox, департамент международной торговли Великобритании, «Смена — всероссийский детский центр» и региональные системы образования. Стратегический партнер — Mail.ru Group. Коммуникационный партнер — «Правила общения». Технологический партнер — коммуникационная платформа «ММСО.Коннект».
Впервые «Неделя образования» состоялась в 2019 году, в ней приняли участие 296 тыс. человек. Среди прошедших мероприятий — Международная научно-практическая конференция «Экосистема непрерывного профессионального образования: будущее и цели устойчивого развития», съезд руководителей частных образовательных организаций РФ, студенческий форум «Моя позиция», конференция «Смешанное обучение», симпозиум «Благополучие и социально-экономическое развитие», презентация Всемирного доклада по мониторингу образования, межрегиональная конференция «Эврика — Авангард», Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»: образовательная среда и оценка качества образования, Всероссийский академический день в «Точках кипения», ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант» и многие другие.