Названы лучшие проекты в образовании России и Казахстана
Впервые в финале КИвО — проект из Казахстана
В Общественной палате состоялся финал Международного Конкурса инноваций в образовании — 2021 и Всероссийского конкурса «Голос инноватора». За главный приз и призы от партнеров боролись 15 проектов из России и Казахстана.

Проекты были отобраны отобранных из 518 заявителей.

Также в этом году отбор инновационных проектов впервые состоялся в основном КИвО, а также специальных треках — КИвО — Казахстан и «Голос инноватора».
Впервые победителями Конкурса инноваций в образовании (КИвО) были признаны два проекта — WM Product (Россия) и QPSy (Казахстан). По итогам зрительского голосования лучшим был признан проект «УЛеЙ»: Универсальный Лэпбук Инноватора (Санкт — Петербург) — локальный маркетплейс образовательных инноваций и инструментов их создания. Победителем Всероссийского конкурса «Голос инноватора» также стал проект WM Product.
WM Products (Москва) — это сервис по адаптации образовательных веб-сайтов и приложений для незрячих и слабовидящих людей. В России около 20 миллионов человек имеют патологии зрения, около 700 тысяч — тотально незрячие люди. Ежегодно около 45 тысяч человек становятся инвалидами по зрению, и 20% из них — это школьники и студенты. При этом подавляющее большинство сайтов рунета, и в частности, сайтов учебных заведений или образовательных платформ, не адаптированы для них. Автор проекта — 13-летний Даниил Хачатуров, ученик госпитальной школы федерального образовательного проекта «УчимЗнаем».
Гульшат Суханова
наставник проекта WM Products, преподаватель НИУ ВШЭ, тьютор и менеджер госпитальной школы «УчимЗнаем»
Проект WM Products, который мы представляли в финале с моим учеником, нацелен на на выравнивание образовательных возможностей для людей с ОВЗ. Задача проекта состоит в адаптации образовательных сайтов и приложений для незрячих пользователей. Нам с Даней этот проект очень близок, поскольку он сам является незрячим с раннего детства. Очень надеемся, что наше решение поможет миллионам других таких же школьников и студентов, которые имеют тяжелые формы нарушения зрения.
Победа в КивО — уже вторая награда проекта: в июне он занял первое место на конкурсе HSE Startup Cup от Бизнес-инкубатора ВШЭ в номинации «Идея».



Вторым победителем КИвО стал проект QPSy из Казахстана. Это платформа для анонимных и бесплатных психологических консультаций для школьников. В сложных ситуациях дети не обращаются к родителям или школьным психологам и не ходят они и к платным специалистам. Платформа предлагает доступ к безопасному пространству для решения их проблем с профессиональной поддержкой. Авторы проекта — разработчики из Нур-Султана Жумабай Нурдаулет и Алимусин Бекет, экспертную поддержку проекту оказывает педагог-психолог, доктор PhD, преподаватель КазНПУ им. Абая Айгуль Ахметова.
Победители КИвО получат призы от партнеров Конкурса:



 — Проект WM Product — образовательный грант

 — Проект QPsy — грант на прохождение программы 90 days Challenge (Impact Hub Moscow)
Александра Семенова
продюсер конкурса
Изначально второй приз не планировался, но в ходе определения победителей Рыбаков Фонд и ЦСИО СОль буквально на месте учредили дополнительный грант на 150 000 рублей (в равных долях), что и позволило нам в итоге заявить о возможности вручить два приза.
Также партнеры конкурса предоставили проектам специальные призы:
Проект «Школьная криптовалюта» стал победителем в специальной номинации «Семейная лаборатория образования». Номинация от соорганизатора конкурса Рыбаков Фонда собрала 45 заявок. «Школьная криптовалюта» — система мотивации учеников: они зарабатывают виртуальную валюту за успеваемость и активность в школе и конвертируют «умникойны» в реальные призы от партнеров. Команда проекта пройдет программу акселерации социального импакта от Рыбаков Фонда, чтобы увеличить позитивное влияние на образование в школе и жизнь учеников.
Екатерина Рыбакова
президент Рыбаков Фонда
Каждый год КИвО расширяет наши горизонты и представления о том, каково образование и каким оно может быть, чтобы лучше соответствовать нашим потребностям как общества, как сообщества семей, каждая из которых причастна образованию.
Исак Фрумин
сопредседатель жюри КИвО, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
Сегодня выстраивается достаточно жесткая государственная политика в образовании, вводится единство стандартов качества. На этом фоне очень важно не потерять инновации, инициативы. Наш конкурс — один из немногих, который их поддерживает, привлекает к ним внимание уже много лет. И мы очень рады научно его обеспечивать и организационно поддерживать вместе с нашими партнерами.
Проект IZIDZ — сервис помощи школьникам с домашними заданиями — собрала призы от трех партнеров: она сможет воспользоваться менторингом основателя Maximum Education Михаила Мягкова, а также, а также рекламным продвижением на 250 тыс. рублей от Дневник РУ и 6-месячным участием в клубе Impact Hub Moscow.
Михаил Мягков
основатель и генеральный директор MAXIMUM Education
С каждым годом уровень и качество проектов растет. Интересно наблюдать за эволюцией конкурса и молодых предпринимателей, сменой фокуса. Становится все больше технологичных идей и проектов, некоторые ребята приходят уже с проектами не на стадии mvp. Мы все видим, какой буст технологиям в образовании дала пандемия. Именно сегодня самое удачное время для инноваций, зеленый свет для талантливых стартаперов. Надеюсь, что сегодняшние финалисты будут верны своим идеям и завтра их проекты будут уже менять российский образовательный ландшафт.
Андрей Мельниченко
ведущий методист Яндекс. Практикума
Здорово, что было немало проектов, которые с разных сторон работают на инклюзию, на возвращение в социум людей, которых обстоятельства отрезают от возможностей и полноценной жизни. Это, на мой взгляд, важный сигнал нам, рынку, о том, что образование в России уже на уровне низовых инициатив начинает поворачиваться лицом к людям, проявлять больше эмпатии к проблемам, на которые не было времени в погоне за метриками и трёхкратным ростом.

Вторая важная — уже для меня лично — находка в том, что в финале был широкий спектр проектов: для разных аудиторий, работающих на разные проблемы и предлагающих решения в разных плоскостях. Это отлично показывает, что инновации в образовании — это не только «сделать ещё более технологичную технологию», но и подойти к большой и сложной проблеме через разные форматы, слои взаимодействия. В следующем году надеюсь снова войти в жюри и даже сделать номинацию от Яндекс. Практикума, чтобы поддержать проекты, которые работают с теми же проблемами и гипотезами улучшений, что и мы.
Яна Стафичук
заместитель руководителя методического сопровождения Дневник.ру и выпускница КИвО — 2018
КиВО — это уникальное мероприятие, которое уже не первый год знакомит с уникальными проектами. Я для себя выделила 2 проекта: IZIDZ, который помогает школьникам справляться с домашними заданиями, он получил специальный приз от Дневник.ру, а также мне показался важным и интересным проект для школ из Казахстана OPSY, который помогает оказывать психологическую помощь школьникам.
Диана Колесникова
руководитель R&D Uchi.ru и победитель КИвО — 2014
Стараюсь не пропускать финал КИвО. Только здесь на одной сцене сходятся образовательные проекты из разных регионов, предметных сфер. Разные стадии, разные масштабы, разные бизнес-модели. Спасибо участникам и организаторам за возможность удивляться, черпать новые идеи и находить бизнес-партнёрств.
Гульшат Суханова
Организаторам конкурса удалось создать потрясающую атмосферу взаимной поддержки — как на протяжении Летней школы и акселерационного периода, так и на этапе финального выступления! Очень приятно было чувствовать себя в окружении единомышленников и будущих партнеров, а не в среде конкурентов, борющихся за первое место! Считаю, что это очень важная сторона конкурса — такой эффективный нетворкинг дает шанс надеяться на то, что после финала все проекты получат развитие, а не только проекты победителей! Спасибо большое организаторам за это!
Никита Михель и Наталья Толстова
сооснователи IZIDZ
КИвО — это отличная возможность пообщаться с профессиональным сообществом. КИвО — это возможность узнать боли, которые есть в образовательном процессе. КИвО — это возможность пообщаться с интересными людьми и увидеть отличные инициативы. Спасибо КИвО. Не ожидали, что наш проект так хорошо оценят.
Николай Пронев
автор проекта «Школьное пространство», педагог классического пансиона МГУ им. Ломоносова
Самая главная ценность нашего времени — это человеческие отношения. И КИвО сполна и больше даёт возможности для установления контактов с инноваторами и компаниями, которые готовы поддержать ваши фантастически, но такие нужные обществу идеи! P. S. Про летнюю школу КИвО уже много хорошего было сказано, и это всё правда, но очень надеемся, что в следующем году дадут в ней поучаствовать выпускникам прошлых сезонов. Огромная благодарность всем организаторам КИвО от учителей, школьников и их родителей проекта «Школьная Криптовалюта».
Варвара Антипенко
автор проекта UNITO из Новосибирска
КИвО — это уникальная возможность не только получить отличные знания и опыт, это возможность заявить о своём проекте, о своих самых смелых идеях и желании менять мир образования. КИВо это полезные знакомства, интересные команды, взаимодействие" - считают Илона Руднева и Шеломова Анастасия из команды ИФК.

«Главное приобретение для меня — это сообщество инноваторов в образовании. Качество организации и содержания конкурса вызывает большое уважение по отношению к организаторам. А увлечённость участников и совершенные ими открытия вселяют уверенность в большом и позитивном будущем отечественного образования.
Галия Абаева
директор Института педагогики и психологии КазНПУ им. Абая (г.Алматы).
В 2021 году КИвО впервые проводит специальный этап Конкурса в Республике Казахстан при поддержке Казахского Национального педагогического университета им. Абая. Благодаря партнерству двух вузов НИУ ВШЭ и КазНПУ им. Абая мы имеем возможность проанализировать инновации, предложенные командами двух стран. Институт педагогики и психологии в рамках совместного проекта «Отбор и оценка образовательных инноваций и проведение педагогического эксперимента» сформировал базу данных образовательных инноваций и выбрал инициативу для проведения педагогического эксперимента — это сопровождение проекта QPSY — Цифровизация психологии. Участие в КИвО дало возможность увидеть самые разные инициативы от людей, болеющих за образование. Большую организационную поддержку по сбору инноваций от Казахстана оказала директор Конкурса Диана Королева.
Виктория Копылова
вице-президент ГК «Просвещение» по издательской деятельности
Мы выбрали проект «Химичим дома вместе» в номинации «Новое мышление», найдя в нем отражение главной тенденции современных проактивных педагогических сообществ — сотрудничать с детьми, родителями, студентами, учеными ежедневно и на принципах открытого диалога. «Просвещение» будет радо оказать команде в этом всестороннюю поддержку. Помимо призов — доступов к нашим цифровым сервисам, Hi-Tech конструкторам и курсам повышения квалификации, мы обязательно поддержим группу победителей медийно и пригласим ее организаторов провести совместные мероприятия с экспертами «Просвещение».
Диана Яровикова
руководитель GR-направления «ЯКласс»
Все выступившие в номинации «Цифровая трансформация образования», которую поддержала наша компания, представили ёмкие, но очень содержательные и полезные доклады. Как ресурс, объединяющий 500 000 педагогов и 9 миллионов школьников по всей России, мы не можем не отметить актуально и важность многих проектов для нашей аудитории. От лица «ЯКласс» хотим наградить разработчиков приложения «Виртуальный педагогический агент» — чат-бот, который помогает повысить эффективность технологии «перевернутый класс», потому что знаем, какую практическую ценность принесёт это решение учителям и обучающимся.
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится с 2014 года Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. КИвО нацелен на поиск и поддержку низовых образовательных инициатив начальной стадии развития (идея + прототип). К участию в конкурсе приглашаются проектные команды от 1 до 6 человек.



В жюри конкурса в этом году участвовали Исак Фрумин (НИУ ВШЭ), Екатерина Рыбакова (Рыбаков Фонд), Асель Акпаева, (КазНПУ им. Абая), Малеванов Евгений (АСИ), Виктория Копылова (ГК «Просвещение») Максим Бернадинер (МГПУ), Сорокина Татьяна, (Агентство инноваций г. Москвы), Андрей Мельниченко (Яндекс.Практикум), Валерия Завгородняя (Impact Hub Moscow), Михаил Мягков (MAXIMUM Education), Кирилл Савицкий (Лига образования), Антонина Цицулина (Ассоциация предприятий индустрии детских товаров), Екатерина Граф («Вклад в будущее»), Яна Стафичук (Дневник.ру), Михаил Воронин и Андрей Андрусов (Центр Содействия Инновациям в обществе СОЛь), Диана Яровикова (ЯКласс), Диана Колесникова (Uchi.Ru), Андрей Илингин (Rifgo), Нуриахметова Арина (GeekTeachers).
Финал прошел очень насыщенно. С рассказом о сезоне КИвО — 2021 выступила директор конкурса Диана Королева; прозвучали TED — talk выступления от Михаила Свердлова (Skypro) и Арины Нуриахметовой (Geek teachers) на тему «Лайфхаки для инноваторов: как образовательному стартапу пройти долину смерти». Ведущими финала были Андрей Галиев, вице-президент Рыбаков Фонда, и Татьяна Климова, тренер по ораторскому искусству, выпускница КИвО — 2019.



В финале Конкурса в 2021 году участвовали следующие проекты:
1. Краудфандинг для ученых (Санкт-Петербург) — методический комплекс для развития навыков краудфандинга у авторов научных проектов;

2. UAVProf (Калининград) — https://uavprof.com — онлайн-школа беспилотной авиации;

3. Школьная Криптовалюта (Москва) — https://schoolspace.ru — экосистема мотивации учеников к образованию, спорту и творчеству;

4. WM Products (Москва) — https://wm-24.website — сервис по адаптации вэб-ресурсов для людей с особенностями зрения;

5. Интерактивный физкультурный комплекс (Челябинск) — https://playstand.ru — оборудование, софт и методика оздоровительных игр в гибридном формате фиджитал;

6. Образовательный флешмоб «Химичим дома вместе» (Курск);

7. UNITO (Новосибирск) — настольная игра для профилактики школьной травли;

8. IZIDZ (Севастополь) (https://izidz.com) — сервис помощи со школьными домашними заданиями;

9. Виртуальный педагогический агент (Москва) — чат-бот для повышения эффективности технологии «Перевернутый класс»;

10. Smart Grades (Нур-Сутан) — мобильное приложение для детей и родителей по контролю за успеваемостью;

11. QPSY — Цифровизация Психологии (Нур-Султан) -платформа для оказания психологической помощи школьникам.

12. «УЛеЙ»: Универсальный Лэпбук Инноватора (Санкт — Петербург) — локальный маркетплейс образовательных инноваций и инструментов их создания;

13. Work zone (Краснодар) — образовательная эко-среда;

14. Экологический хаб TWS (Новодвинск, Архангельская область) — проект ревитализации территории через создание ESG-квартала;

15. Школа здоровья VITA (Ишим, Тюменская область) — медицинское профилактическое просвещение.
Полная запись финала доступна по ссылке.


Проекты-участники КИвО работают с разными уровня образования. Традиционно максимальное число проектов ре направлено на решение задач средней (5−9 класс) и старшей школы (10−11 класс) и дополнительного образования — более 50% проектов указали их в качестве своего приоритета. В основе 28% проектов — идеи для начальной школы (на 5% меньше, чем в 2020 году). Интерес к дошкольному и семейному образованию сохраняется на уровне прошлого года — 20% проектов указали на свою заинтересованность в этой сфере.

69% инноваторов — женщины, средний возраст — 35 лет. 67% имеют высшее образование, 17% ученую степень.

16% участников КИвО — 2021 — это учащиеся школы или ВУЗа; 23% - школьные педагоги или управленцы, еще 19% - преподаватели, научные сотрудники или управленцы ВУЗов. Только 3% участников представляют систему СПО, в сфере ДПО заняты 13%, специалистов органов управления образованием среди авторов проектов 3%.

Более 60% проектов, заявленных на КИвО — 2021, находятся на начальных стадиях реализации — либо идеи, либо наличия первых пользователей. 17% проектов могут предложить готовый продукт, 4% уже подошли к стадии масштабирования.

Главный приз Конкурса — грант на образовательную программу, которую победитель сможет выбрать сам при условии, что она отвечает потребностям проекта.

В 2021 году на конкурс поступило 518 заявок.

Акселерацию в Летней школе КИвО в июне-июле 2021 года прошли 24 проекта.