— Расскажите о Вашей работе с зарубежными коллегами. Развивать читательские практики в условиях чужой языковой среды — это совсем особенная задача.
— Международная составляющая появилась у конкурса на второй год его существования, в 2013 году. Сначала в конкурсе принимало участие 9 стран, потом 25, а через пару лет 80. В разных странах у конкурса была своя история. Где-то его воспринимали на «ура», где-то проект, связанный с русским языком, вызывал сопротивление. В конкурсе участвовали соотечественники, для которых русский язык был родным, билингвы и иностранцы, изучающие русский язык. К каждой категории необходимо было выработать свой подход. Чем больше мы работали с другими странами, тем больше у нас возникало вопросов, тем больше мы видели проблем и пустот. Соответственно, возникали спецпроекты. Во-первых, мы поняли, что было бы полезно наладить коммуникацию российских и зарубежных школ и стали проводить телемосты между школами. Так стали появляться школы-побратимы, которые отправляли друг другу посылки, дети вступали в переписку со своими ровесниками из других стран. Такая дружба открывает возможности для международного обмена, даёт детям, живущим за рубежом, повод совершенствовать русский язык. Также важно было организовать обмен опытом и педагогическими практиками русских и зарубежных кураторов конкурса. Для детей, проживающих за рубежом, сильное препятствие для совершенствования и изучения русского языка — отсутствие мотивации. Зачем изучать русский язык, если собираешься всю жизнь жить в другой языковой среде. Нам было важно дать зарубежным школьникам возможности, которые они могут получить только на русском языке, — образовательные программы, профориентацию, возможность публиковаться в СМИ, реализовывать собственные социальные проекты. И конечно, одна из отличных возможностей, которую получают иностранцы, изучающие русский язык, — возможность приехать в «Артек». Конкурс очень расширяет наш кругозор, позволяет увидеть картину с подростковым чтением в разных странах, понять, как обстоят дела с русским языком в разных уголках мира, и нащупать препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы ситуация улучшилась.