Классный руководитель родительского коллектива: как школе воспитывать родителей?
Всероссийский Форум классных руководителей завершился подписанием Меморандума, закрепившего не только национальные воспитательные идеалы, но и намерения педагогического сообщества. Принципы взаимодействия классного руководителя с родителями оказались в пятерке ключевых положений. О чем удалось договориться участникам и о чем еще предстоит договориться — школе с семьей?
Все два дня на Форуме особенно громко звучали вопросы педагогов о взаимодействии с родительским сообществом. Необходимость выстроить с семьей эффективную коммуникацию и поднять общий уровень компетенций родителей остро ощущается на всех ступенях образования.
Эрнест Мацкявичюс
модератор сессии, российский тележурналист и ведущий
Воспитательная работа теперь официально закреплена в школе. Но вести ее невозможно, пока родители не подключаются активно, не реагируют адекватно ситуации, не соответствуют в своих суждениях и действиях общим целям и задачам образовательного и воспитательного процессов", — неоднократно повторяли учителя на разных площадках. В центре обсуждения оказалась сессия «Классный руководитель родительского коллектива»

Настраивать ребенка против школы — непедагогично, более того, порождает проблемы в коллективе и создает антагонизм родитель-ученик-школа, вредящий в первую очередь ребенку. Любые же конфликты и вопросы необходимо решать через диалог.
О том, какие принципы необходимо заложить в основу диалога, рассказали участники круглого стола, опираясь на свой профессиональный и на родительский опыт.

Олеся Вознесенская, член совета директоров «Просвещения» и куратор «Родительского университета: PRO-родители» выразила уверенность в необходимости создать четкие правила коммуникации и институт представительства ради экономии ресурсов педагогов.
Олеся Вознесенская
член совета директоров «Просвещения» и куратор «Родительского университета: PRO-родители»
Мне меньше всего в жизни хотелось бы, чтобы учитель, который встречает моего ребенка в школе и занимается его обучением и воспитанием, до ночи разбирал родительские чаты, а весь день был погружен в телефон. Это та нагрузка, которую школа должна с классных руководителей забирать. Одновременно 30 человек от класса коммуницировать со школой не могут, пусть это будут 2−3 избранных человека. Мы все взрослые люди: выберите экологичных людей, у которых есть время на эту работу, зафиксируйте вместе со школой правила — кто общается, когда, по каким темам.
Также Вознесенская рассказала о проекте «Просвещения» — «Родительском университете: PRO-Родители», который существует уже больше года и посвящен созданию комфортной среды в школе и дома. На бесплатных мероприятиях «Родительского университета» слушатели узнают о культуре коммуникации, противодействии буллингу, работе со стрессом и других актуальных темах.
Олеся Вознесенская
член совета директоров «Просвещения» и куратор «Родительского университета: PRO-родители»
Если между родителем и ребенком возникает конфликт, он зачастую приходит к классному руководителю. А кто еще может выступить для него значимым взрослым? Если родитель не может найти общий язык с подростком, у кого он может попросить помощи? У школы. Мы не просто можем, но должны помочь людям, с которыми работаем и общаемся. Все родители имеют разный уровень коммуникационных компетенций, даже будучи при этом людьми воспитанными и образованными. В «Родительском университете» одной из самых популярных тем является коммуникация — тут и учебная мотивация, и непростое поведение подростков в переходный период, и преодоление стрессовых ситуаций. Конечно же, встречи педагоги и психологи посвящают правилам общения в чатах и лично, напоминая о важности диалога между людьми, а не функциями.
Лариса Санатовская, исполнительный директор Национальной родительской ассоциации, продолжила тему общения в родительских чатах, сразу указав, что «репрессивные методы» и удаление из разговора не выход, даже если речь идет о токсичном человеке.

Учиться общаться — крайне важно, уверена эксперт, и оставаться на связи нужно не только в цифровом измерении:
Лариса Санатовская
исполнительный директор Национальной родительской ассоциации
Мы забываем об элементарных человеческих разговорах. Улыбайтесь, будьте приветливыми, будьте наставниками, путеводителями, доброжелательными людьми. Вы не «должны» это делать, но если вы пришли в среду и вам доверили это безусловно важное дело, постарайтесь соответствовать гордому слову «педагог».
Идею о том, что родители нуждаются в воспитании не меньше детей, поддержала Елена Евдокимова, доцент кафедры педагогики ФГБОУ высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Но причины этого запроса лежат отнюдь не в нежелании взрослых учиться и меняться.
Елена Евдокимова
доцент кафедры педагогики ФГБОУ высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Мы имеем счастье взаимодействовать со взрослыми, которые нуждаются в любви больше, чем кто-либо, ведь они пережили сложные 80-е и 90-е годы и не получили того мощного духовно-нравственного импульса, который был у предыдущих поколений. Их нужно любить, поддерживать, терпеть, радоваться вместе с ними больше, чем с кем бы то ни было.
Елена Евдокимова неоднократно ссылалась в своем выступлении на работы Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского, в зале имени которого проходил круглый стол:
Елена Евдокимова
доцент кафедры педагогики ФГБОУ высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Ведь все уже сказано великими педагогами, мы просто не умеем читать с карандашом… Если мы хотим, чтобы родители, приходя с детьми в первый класс, говорили с нами на одном психолого-педагогическом языке, мы два года должны с ними пройти вместе рука об руку. Мы должны их поднять и возвысить до педагогики как искусства. А что мы делаем? Думаем, что они тут же должны откликнуться и идти вместе с нами, а ведь у родителей не сформировано к нам даже доверие.
К обсуждению присоединились и педагоги из зала, приводя в пример собственный опыт и способы сделать общение с родителями и открытым, и эффективным. Как основополагающий для решения трудностей принцип можно выделить умение учителя «входить в положение» и сохранять человечность в любой ситуации.

В контексте открытости прозвучал вопрос о возможности организовать онлайн-трансляции из классов для родителей. Первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев однозначно заявил, что это незаконно и, более того, вредно: «Все очень просто: ребенок тоже человек, он имеет право на личное пространство. Невозможно его душить родительской опекой».

Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, поблагодарил педагогов за терпение, с которым они переносят сообщения от родителей не только в их непосредственное рабочее время, но и даже поздним вечером. И одновременно с этим отметил, что история взаимоотношений педагогов и родителей выходит за рамки контрольно-надзорных органов, и здесь решающую роль должна играть администрация — организовывая и контролируя процесс коммуникации.
Игорь Круглинский
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Единых правил и рецепта нет, и, возможно, они не появятся. Конфликтные случаи всегда очень индивидуальны. У меня есть пример одной частной школы: они разработали специальный кодекс, все родители его подписали… за любым оскорбительным поведением следуют санкции, никто не позволяет себе неподобающего поведения.
Представитель Рособрнадзора также сообщил о готовности вынести предложения педагогов на государственный уровень: «Если по итогам работы Форума классных руководителей появится понимание, какие рекомендации нужно сделать или изменения внести в нормативно-правовые акты, мы обязательно рассмотрим и учтем».

Александра Снидко, заместитель Директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», согласилась с необходимостью обсуждать внутри организации правила коммуникации и, возможно, зафиксировать их во внутренней программе воспитания. Также спикер сообщила аудитории о возобновлении выхода знаменитого журнала «Семья и школа» (выходил с 1871 года).

В Меморандуме по итогам Первого Всероссийского Форума классных руководителей все ключевые идеи участников и экспертов нашли отражение в емкой формулировке: «Воспитание — единый процесс, который не может быть разделен на „воспитание в семье“ и „воспитание в школе“».
Классному руководителю в этой пирамиде ученик-учитель-родитель отводится роль организатора, модератора и наставника: «Классному руководителю необходимо обеспечить эффективное сотрудничество семьи и образовательной организации, создавая условия для взаимодействия по вопросам воспитания обучающихся».

Всем участникам образовательного полилога еще предстоит приложить системные усилия, чтобы эта пирамида стала, по словам Эрнеста Мацкявичюса, крепче и прекраснее египетской.