© 2022 Издательство журнала EdExpert

Генерация-2022: смыслы, вызовы, ответственность

26 августа в Павловской гимназии состоялся педагогический фестиваль «Генерация». В лучшей по версии Министерства образования Московской области частной школе собрались около 350 участников — педагогов и управленцев.
Организаторы из Павловской создали площадку для профессионального разговора о том, какие вызовы сейчас стоят перед образованием, как отвечать на них и какие смыслы дают нам опору и возможности для коммуникации с учениками, родителями и друг другом. Ведущие специалисты вместе с аудиторией искали ответы на волнующие школьное сообщество вопросы: что дает энергию в педагогической деятельности, что мотивирует принимать решения, что педагог удерживает в фокусе, что дает ему поддержку, когда он решается на действие.

Открывалось событие экспертной сессией под названием «Образ будущего: Смыслы, вызовы, ответственность». В дискуссии приняли участие:
Михаил Кларин, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, член-корр. Российской академии образования, профессор МГПУ, консультант, executive coach

Мария Миркес, кандидат философских наук, федеральный эксперт в сфере образования, ведущий эксперт онлайн-школы Марии Миркес

Виктория Шиманская, доктор психологии, российский эксперт по развитию EQ, преподаватель МГИМО, Московский институт психоанализа, создатель SKILLFOLIO

Максим Казарновский, директор Московского Международного салона образования.
Сессию модерировал основатель, главный редактор EdExpert Денис Кравченко. Приводим несколько тезисов, которыми поделились с редакцией участники сессии.
Максим Казарновский
директор Московского Международного салона образования
Сегодня сложно мыслить будущим, особенно в глобальном контексте. Но было бы безответственно этого не делать. Нам каждый день нужно запускать производство и входить в класс или зум и формировать будущее – будущее наших детей.

Образование очень сложная структура с тонкими настройками. С большим количеством параметров для измерения. В текущем контексте существует очень большой риск скатиться в этой сложной сущности в упрощение. Так как мир стал двуцветным: «за – против, согласен – не согласен».

Роль управленцев выходит на передний план. Они должны обладать навыком строить стратегии и планы сквозь туман повседневности.
Виктория Шиманская
доктор психологии, российский эксперт по развитию EQ, преподаватель МГИМО, Московский институт психоанализа, создатель SKILLFOLIO
Главные вызовы сегодня — чрезвычайно быстрые изменения, высокая неопределённость и снижение мотивации детей.

Главная задача образования раскрыть талант каждого ребёнка и дать не просто знания, а модели познания. Чтобы они выросли выдающимся профессионалами, и soft skills в этом незаменимые помощники.

Главная ответственность — искренность педагога. И постоянное саморазвитие.
Мария Миркес
кандидат философских наук, федеральный эксперт в сфере образования, ведущий эксперт онлайн-школы Марии Миркес
Необходимо помогать в семьям в построении образовательных стратегий, научить их различать и понимать тонкости в образовании и выбирать лучшее для своей семьи — к сожалению, сейчас это не так.

Важно удерживать сообщества практик, которые позволяют сохранить площадки интересного образования и удержать качество, доказательное качество — сейчас, к сожалению, далеко до этого.

Наша главная ответственность — сохранить вариативность и индивидуализацию в образовании.
Михаил Кларин
доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, член-корр. Российской академии образования, профессор МГПУ, консультант, executive coach
Главный смысл образования ─ вижу в том, чтобы поддержать познание себя и своего пути в мире культуры и социума.

Главный вызов для образования в формировании образа будущего: поддержать божественный огонь в столкновении с реальностью. А ответственность — сохранить искры, летящие в столкновениях субъектности и управляемости, уникального и социального.