СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!
Классная доска для «дистанционки»: выбираем варианты
Алексей Овчинников
кандидат педагогических наук, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учитель биологии и математики, Липецкая область
В ходе дистанционных онлайн-уроков, проходящих в синхронном режиме с использованием программы Skype или Zoom периодически возникает потребность в интерактивной работе учителя или учеников с какими-либо учебными материалами, необходимость показа способов решения уравнений, примеров, исправления ошибок в текстах или решения иных учебных задач, требующих не просто демонстрации учебного контента, а его создания или изменения. Поэтому возникает потребность в некоем рабочем пространстве, аналогичном классной доске, на которой учитель или ребенок могли бы решать перечисленные выше задачи. Существует несколько вариантов использования «виртуальной классной доски» на дистанционном уроке, проходящем в онлайн-режиме, из которых в данной статье будут рассмотрены два.
Первый вариант — это «классная доска» установленная на компьютере учителя. Одним из наилучших вариантов, позволяющих использовать данный способ, является программа SMART Notebook. В отличие от широко используемых офисных приложений, ПО SMART Notebook создано специально для решения образовательных целей и позволяет решать практически любые образовательные задачи, как на обычном, так и на дистанционном уроке. Даже начинающий пользователь может легко освоить такие инструменты как «Перо», «Фигуры», «Линии», «Текст» и т. д.
В программе есть набор чертежных инструментов, картинок по разным предметам и много «продвинутых» возможностей.
Здесь можно добавлять неограниченное количество новых страниц, не удаляя содержание предыдущих.
Основная роль в работе с программой SMART Notebook на дистанционном уроке принадлежит учителю, который использует ее в режиме «Демонстрации экрана», доступной в Skype и Zoom. Причем, в программе Zoom, надписи и пометки на экране может делать любой из участников видеоконференции, а не только учитель. Для этого можно использовать режим «Дистанционное управление», при котором учитель передает права на управление мышью или клавиатурой кому-то из детей.
Режим «Демонстрация экрана» достаточно корректно работает как на стационарных, так и на мобильных устройствах, однако, следует просить детей работать с гаджетами, размер экрана которых не менее 8−9 дюймов.

Если у ребенка нет технической возможности самому работать с материалами, представленными на рабочей доске, учитель может компенсировать это предоставлением ученику права на «творческую роль», то есть дать ему возможность озвучивать свои варианты решения примеров, уравнений, задач, которые педагог записывает на доске, выполняя в данном случае только «техническую роль». Для работы с ПО SMART Notebook удобно использовать графический планшет, однако при его отсутствии, можно пользоваться обычной компьютерной «мышью».
Второй вариант виртуальной классной доски – это работа с удаленной интерактивной доской, одним из примеров которой является виртуальная доска O-whiteboard.
Это бесплатная интерактивная доска для совместной работы в режиме онлайн. В отличие от предыдущего варианта, доска не требует установки на компьютеры пользователей, а открывается в браузере компьютера. Доступ ученика осуществляется по ссылке, которую учитель отправляет ему в сообщении или в письме. Данная доска имеет базовые инструменты для работы: «Перо», «Ластик», «Текст».
Доступна вставка изображений и выполнение надписей и пометок поверх них. Данная доска «бесконечна», то есть по ней можно неограниченно перемещаться в любую сторону. Однако, в этом есть не только преимущество, но и недостаток, так как участники урока могут «потеряться» на этом бесконечном рабочем пространстве. Кроме того, всеобщий доступ к учебным материалам повышает риск случайного удаления кем-либо из участников учебных материалов, что сбивает темп урока и мешает концентрации внимания детей на изучаемой теме.
Данный обзор двух вариантов использования на дистанционном уроке возможностей удаленной классной доски, конечно, не исключает применения учителем иных подобных инструментов, позволяющих ему решать на уроке образовательные задачи. Но независимо от того, какой из инструментов выбирает учитель, целесообразно использовать его не как место для демонстрации учебных материалов, а как совместное пространство, позволяющее участникам дистанционного урока создавать общий образовательный продукт, повышая их включенность и вовлеченность в учебный процесс.