СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Семь шагов к массовой дистанционке
Заместитель министра образования Московской области, учитель математики и информатики с 24-летним стажем Наталия Киселева сформулировала и описала некоторые действия при массовом переходе к дистанционной форме обучения. Вот эти семь основных шагов.
Наталия Киселева
Заместитель министра образования Московской области
1
Провести мониторинг готовности детей и учителей к дистанционной форме обучения (наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию. Выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися и родителями (вплоть до организации очно-заточного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ).
2
Организовать рабочее время учителя и учеников. Особо хочется обратить внимание администраторов на малую эффективность формальной отправки ежедневных домашних заданий как единственного варианта обучения. Это не дистанционная форма обучения, это формальность.
И главное, помнить про загруженность учителей (ведь иногда бывает по 8 уроков в день, в две смены по 200 учеников в день). Массовая школа — это не семейное обучение и не репетиторство. Учитель физически не сможет уделить ежедневно время каждому ученику дистанционно, если речь об основной и старшей школе, но максимально обязательно ежедневное общение учителя с каждым учащимся начальной школы.
Придётся потратить время на графики и другое расписание, а также объяснения с родителями.
3
По возможности предусмотреть и организовать время «face-to-face» взаимодействия учителя и групп учеников (в классе, параллели) для основной и старшей школы. Очевидно, что это не личное взаимодействие учитель-ученик в условиях общеобразовательной школы.
Это вполне можно осуществить посредством вебинаров, групповых скайп уроков, Zoom и т. д. Предусмотреть возможность индивидуальных видеоконсультаций (лучше кратких по продолжительности, лучше описать в каких случаях индивидуальные) для начальной школы ежедневно; для основной и старшей школы в виде лекций и практикумов посредством вебинаров, образовательных платформ, соцсетей несколько раз в неделю.

Обязательно попробуйте выделить время в общем графике-расписании для видеообщения всего класса один раз в день с классным куратором (классным руководителем). Если подключение к интернету позволяет, постарайтесь включить камеру каждого, чтобы вы могли общаться лицом к лицу и передавать новости, проблемы или мысли об обучении в течение этого дня.
4
Наладить обратную связь с учениками посредством электронного дневника, либо электронной почты, через официальные ресурсы, сохраняя всю историю коммуникации, вопросов-ответов.
5
Сотрудничество, а не изоляция. Очень важно и очень непросто наладить сотрудничество учеников между собой в дистанционной форме. Хорошим решением для этого будут групповые задания, проекты и творческие работы, предусматривающие совместную работу в общем документе, например, в Google, в групповом чате в соцсети, в групповой переписке в почте.
6
Активное взаимодействие с родителями. Родители учащихся очень разные, как и сами учащиеся. Есть активные, готовые включаться в онлайн образовательный процесс, в дистанционное образование. Те, кто уже подумывает о семейном образовании (на время или постоянно); кто готов к заочным и очно-заочным формам получения образования. С такими родителями наладить связь, организовать индивидуальный маршрут ребёнка, контрольные точки и регулярную коммуникацию посредством электронной почты (предпочтительно, чтобы сохранялась история переписки и хронология взаимодействия).

Есть пассивные родители, слабо мотивированные. С ними сложнее, но вовлекать их во взаимодействие, информировать об организации обучения в дистанционной форме, знакомить с графиком и правилами необходимо.
Поэтому: включаем в график и описываем формы взаимодействия с родителями. Четко определяем группы родителей (по активности и возможностям), подключаем активных родителей к сотрудничеству и помощи, особенно для младших школьников.
Определяем график взаимодействия (виртуальные консультации, обсуждения). Подключаем классного руководителя и социальную службу с надеждой, что поможет.
7
Гибкость и возможность быстрой адаптации. Нет правильных решений и идеальных алгоритмов. Нужно мониторить активность учащихся, родителей, возможности и сложности педагогов, перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и обучающихся между собой, в малых группах. Здесь будет уместно организовывать онлайн опросы, своеобразную рефлексию (возможно ежедневную в первое время) с анализом организации, технических возможностей, комфорта, времени. В работе с младшими школьниками требуется более активное подключение родителей.