СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!
5 главных проблем дистанта
для учителя
Операционный директор платформы для проведения онлайн-занятий Tutor.Class Левон Данильянц рассказывает, с какими проблемами сталкиваются преподаватели в онлайне и как их можно решить.
Левон Данильянц
Операционный директор платформы
для проведения онлайн-занятий Tutor.Class
1. Установка программного обеспечения
У всех учителей разная техническая подготовка. Есть довольно продвинутые преподаватели, которые уже пользуются онлайн-тестами, видеоуроками и другими сервисами. И есть люди старой закалки, которые никогда не выходили за рамки офлайн-занятий. Так быстро перейти в онлайн, как того потребовал карантин, непросто и тем, и другим. Для этого нужно очень оперативно найти замену офлайн-инструментам и правильно их настроить.
Учителю приходится устанавливать отдельные программы для каждой задачи: платформу для групповых звонков, сайт с онлайн-доской, электронную почту для отправки заданий, формы для онлайн-тестов и опросов и прочее. Мало собрать комплект программ. В нем еще нужно разобраться, чтобы жонглировать им во время урока.
Увидев эту проблему во время работы с репетиторами, мы поняли, что просто необходима универсальная платформа, в которую все эти инструменты уже встроены. Разрабатывая Tutor.Class, мы специально не стали делать отдельное ПО, а оставили браузерную версию, чтобы учителям не нужно было ничего дополнительно устанавливать.
Чтобы было проще сориентироваться в интерфейсе, мы разработали полноценный гайд по работе с платформой. Если вопросы все-таки останутся, учитель сможет обратиться к менеджеру. Он будет рад помочь даже больше, чем сын или внук учителя.
2. Поиск замены привычным инструментам
На обычном школьном уроке доска — универсальный инструмент, на котором преподаватель может написать формулу, схематически нарисовать что-то или даже начертить. Если вести урок в приложении для онлайн-звонков, объяснять приходится буквально на пальцах, что, конечно, очень неудобно.
В Tutor. Class для этого существует инструмент «Доска», на которой можно совместно рисовать, писать, добавлять формулы, чертить фигуры и даже писать код. Кроме того, на доску можно вывести картинку или видео с YouTube. Видео можно остановить в любой момент и использовать все те же инструменты доски, чтобы объяснить какие-то важные детали.
Здесь же на экран можно выводить презентации, в которых также можно рисовать, чертить и при необходимости добавлять текст или формулы.
3. Трудности в управлении классом во время урока
На обычном занятии учитель полностью управляет процессом. Только он может спросить ученика, вызвать к доске или попросить выйти за какую-то выходку. На платформах для групповых звонков возможность поддерживать дисциплину фактически отсутствует. Все участники звонка могут в любой момент написать в чате или вывести какое-то изображение на экран. Думаю, все слышали, что это уже привело к нескольким инцидентам, когда ученики срывали уроки, включая эротические видео прямо посреди занятия.
Мы в Tutor. Class постарались устроить все так, как на настоящем офлайн-уроке, где учитель выстраивает процесс и следит за дисциплиной. На платформе именно он создает классную комнату, приглашает учеников на занятие и ведет урок.
Во время урока все слышат и видят учителя. Если кто-то хочет что-то сказать, он может «поднять руку» или написать в чат. Преподаватель по своему усмотрению может включить микрофон и/или видео ученику. Только тогда он «выйдет в эфир».

В любой момент учитель может снова отключить это право у ученика. Если ученик «хулиганит» в чате, есть возможность исключить его из онлайн-комнаты, а в случае повтора — заблокировать навсегда, чтобы он не смог вернуться в комнату.
Когда учитель вещает, он видит всех, кто присутствует на уроке и может мониторить, что они делают. Так что ситуация, когда ученик может включить что-то, не связанное с уроком, и это увидят другие ученики, исключена. Чтобы провернуть что-то подобное, ученик должен взломать почту и получить пароль учителя, а это не так уж и просто.
4. Организация проверочных и контрольных работ
Ученики во все времена старались как-то жульничать во время контрольных работ. Помните комичную сцену сдачи экзамена по физике из фильма «Операции „Ы“ и другие приключения Шурика»? Во время онлайн-урока ученику требуется гораздо меньше смекалки, чтобы найти информацию в интернете и списать ее.
Чтобы учитель мог проконтролировать этот процесс, мы ввели онлайн-тестирование, которое ученики проходят в режиме реального времени. Преподаватель может заранее подготовить контрольную работу в формате «вопрос-ответ» и в конце урока вывести ее на экран. После окончания теста платформа дает аналитику по каждому ученику.
Здесь же есть инструмент «Опросы», которые используют, когда нужно собрать мнение по какой-то теме — например, получить обратную связь после урока.
5. Отсутствие уже записанных занятий
Большинство преподавателей говорят, что с переходом на дистанционное обучение их нагрузка увеличилась. Наше собственное исследование среди родителей школьников, показало, что в основном учителя стали больше делать упор на домашние задания.
Решением двух этих проблем могли бы стать записанные видеоуроки преподавателей, которые они могли бы чередовать с трансляциями.
Учителя могут уже сейчас начать нарабатывать базу таких занятий. Для этого на нашей платформе есть функция «Запись видеоурока». Если учитель включает ее, в конце урока он получает ролик, который содержит изображение с камер участников, звук, чат и содержание контекста (доска, презентации и другие).
Эти уроки можно оставить в хранилище или загрузить на компьютер, чтобы потом использовать.
Читайте также:
Другие статьи спецпроекта