Виктория КОПЫЛОВА

вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение»
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ШКОЛА. ММСО-2018
«ВАЖНЫЙ ОРИЕНТИР — ЗАПРОСЫ БИЗНЕСА»

Сфера образования стремится учитывать запросы бизнеса, ведь чем больше выпускник соответствует этим запросам, тем больше у него шансов добиться профессионального и личного успеха. Почему профориентация и предпрофессиональная подготовка стали важной частью общего образования, как объяснить родителям смысл современной дидактики и чем измеряется эффективность внедрения новых сервисов и продуктов, накануне ММСО-2018 рассказала вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.
ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ

Виктория Викторовна, главная тема ММСО в 2018 году — новая экосистема образования. Что, на ваш взгляд, стоит за этим, в чем ее актуальность?

Не так давно об этом термине мало кто слышал, да и сегодня он еще не стал привычным для всех работников сферы образования. Он подразумевает, что современное образование — это площадка для взаимодействия самых разных институций, будь то государство, общество, семья, частный бизнес. Экосистема образовательных организаций должна быть построена так, чтобы все они действовали не только в своих, но и в общих интересах, были равноправны и при этом чувствовали себя комфортно.


Какое место в этой системе занимает бизнес?

Его роль постоянно растет. Сфера образования все больше учитывает запросы бизнеса. Уже в школе человек должен понимать запросы бизнеса, это для него это один из ориентиров при выборе профессии. От этого во многом зависит и перечень навыков, которыми должен обладать молодой специалист. Не случайно в прошлом году на экономическом форуме в Давосе лидеры международного бизнеса, среди которых были и представители России, в том числе и руководители «Просвещения», обсуждали вопросы образования, подходы к планированию будущего современных детей.


Можно ли объяснить этими факторами усиление внимания к профориентации, появление этой темы в послании президента?

Конечно. На вопрос о выборе профессии и дети, и их родители начинают искать ответы еще в начальной школе, и возможностей попробовать себя у школьников становится все больше, причем не только в крупных городах. Например, во многих регионах нашей страны открываются детские технопарки «Кванториум». Есть и передвижные «Кванториумы». Они разработаны при участии «Просвещения» и предназначены для сельских районов. Ребенок должен попробовать себя в разных сферах, будь то сельское хозяйство или робототехника, инженерное дело или финансы, и задача — максимально расширить круг этих возможностей, независимо от места проживания ребенка.

Генри Форд отмечал, «секрет успешной жизни состоит в том, чтобы понять, что вам предназначено делать, и делать это». Если удастся понять это в школьные годы — замечательно. Выпускники медицинских классов, открытых в самых разных школах Москвы, — это не только успешные абитуриенты профильных вузов, но и профессионально подготовленные лаборанты. У них есть опыт работы на современном оборудовании. Из огромного перечня этого оборудования меня особенно удивила модель человеческой руки, на которой можно научиться ставить капельницу.

Но, чтобы у детей было больше возможностей для выбора профессии, еще с дошкольного возраста необходимо формировать у них навыки XXI века, без которых невозможно достичь успеха в обществе уже ближайшего будущего. Этому должны способствовать и обновление содержания учебников, и создание в образовательных организациях современной образовательной среды. А в этой среде важно не только оснащение, но и современные подходы к организации учебного процесса.


Какая роль в профориентационной работе отводится школьному учителю?

Для родителей профориентация, как правило, terra incognita, и они часто ориентируют детей на те профессии, о которых сами мечтали в детстве. Роль учителя в профориентации велика. Мой сын окончил МИРЭА, работает в сфере IT, но до сих пор увлекается военной историей, пишет статьи о сражениях прошлого, потому что в пятом классе интерес к этой теме заложила учительница истории. Учителя должны создавать условия для выбора профессии, рассказывать о широком спектре возможностей в различных профессиях, возможности применения своих знаний и профессиональных навыков в нужных стране и региону специальностях.

Недавно «Просвещение» организовало в Кировской области профориентационное тестирование практически всех девятиклассников, и оказалось, что они ориентированы на работу в своем регионе. Это позволит нам подкорректировать предлагаемые программы, учебные пособия и процесс подготовки учителей именно под потребности региона.

Кстати, для самопроверки аналогичное тестирование можно пройти самостоятельно на сайте издательства «Просвещение».

Создание необходимых условий для организации профориентации — одно из ключевых направлений работы группы компаний.


РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Как бы вы охарактеризовали процесс создания новых продуктов в «Просвещении»? Это в большей степени творчество, следование трендам или использование методик?

Кому-то может показаться, что учебник создается очень просто, нужно лишь правильно сформулировать техническое задание авторам. Но наша многолетняя практика свидетельствует о том, что без творческого подхода написать учебник невозможно.

С другой стороны, любой продукт должен отвечать требованиям и ожиданиям потребителей. Нужно понимать, как с учебником будут работать учителя, как его воспримут дети, а если речь идет об электронном учебнике — как в нем будут решаться проблемы цифровой дидактики. Электронные учебники «Просвещения» сейчас используются в Московской электронной школе, и мы обратили внимание, что многие учителя для своих уроков дополнительно скачивают определенные разделы учебников. Мы проанализировали содержание этих разделов, и по результатам этого анализа будут создаваться новые продукты и сервисы.

И, конечно, учебники должны давать объем знаний, необходимых современному выпускнику, воспитывать новые поколения граждан, ориентированных на решение задач, стоящих перед экономикой, перед российским обществом.


Какие еще новые сервисы «Просвещение» собирается предложить в ближайшее время?

Группа компаний «Просвещение» работает для учителей и учеников, но не менее важны для нас родители. Иногда родитель скептически относится к новшествам современной дидактики, потому что его в детстве учили по-другому. Например, он привык видеть в учебнике английского языка тексты и вопросы к ним, поэтому удивляется, увидев вместо этого в современном учебнике картинку и рядом несколько предложений.

Почему учебник построен так, а не иначе, родителям нужно объяснять. Точно так же нужно давать ответы на вопросы, почему ребенок их не слушается и как эту проблему решать, в каких случаях и как нужно помогать ребенку с домашним заданием, и т. д. Чтобы объяснить родителям все эти премудрости и другие многие вопросы образования и воспитания, в наших планах открыть родительский университет.


РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Как в «Просвещении» измеряют эффективность внедрения новых сервисов и продуктов?

Очевидный показатель — количество потребителей сервиса или продукта. Но, чтобы измерить эффективность, необходимо время — как правило, не менее трех лет. Нужно создать продукт, апробировать, вывести на рынок, обучить людей работе с ним и т. д.

Но существует важный для нас фактор — социальная значимость продуктов и сервисов, которые мы создаем. Например, издания для детей с ограниченными возможностями здоровья или на языках народов и национальностей нашей страны. Маржинальность в этой сфере низкая, и порой проекты даже убыточны. Но мы не прекращаем эту работу, понимая ее важность и то, что ее, кроме нас, пока мало кто делает.


Какие направления по созданию инноваций приоритетны для «Просвещения»?

У нас много интересных проектов не только для школы, но и для дошкольного и дополнительного образования. Проекты по развитию цифровой образовательной среды. Особая статья — инвестиции в строительство новых школ.

Но особо среди приоритетных проектов я бы выделила оценку качества образования. Эта тема актуальна не только для нашей страны. Во всем мире стремятся оценивать результаты школьников на каждом этапе, в каждом классе, чтобы вовремя выявить недостатки и помочь конкретному школьнику, образовательной организации, муниципалитету, региону.

Как уже отмечала ранее, у нас много проектов для региональных систем образования, в том числе выпуск пособий с региональным содержанием, посвященных региональной истории и культуре. Или, скажем, предпрофессиональной направленности. Для одних регионов особенно актуален инженерный или медицинский профиль, для других — металлургия или сельское хозяйство.

В Новгородской области, например, создается IT-кластер, и выпускникам школы понадобятся соответствующие компетенции, одновременно там продолжается развитие международного туризма, и работникам индустрии гостеприимства нужны знания региональной истории. Международным туристическим центром является Москва, и каждый московский школьник должен уметь рассказать иностранным гостям о своем городе — в этом им поможет учебно-методический комплекс «Звезды моего города», позволяющий изучать иностранный язык, но на местном материале.

Конечная цель всех этих проектов — способствовать экономическому развитию регионов, делать их привлекательными для работы и жизни людей.

Беседу вел Евгений СКВОРЦОВ
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda