Лика ЧЕКАЛОВА

координатор Школы навигаторов Метаверситета, основатель лаборатории образовательной навигации Hello Future
EDexpert / №5 ОСЕНЬ 2018
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ. ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ
УБЕЖИЩА ДЛЯ ОДИНОЧЕК

Разработчики в сфере индивидуализации добрались до инструментов, но не до смыслов.
Индивидуализация образования — это не про предметную селекцию или профориентацию, а про создание условий для формирования саморазвивающегося субъекта, способного к формированию саморазвивающихся сообществ в русле общей деятельности по реализации желаемого будущего.

Если мы рассматриваем это так, мы понимаем, что для качественной индивидуализации образования сегодня критически не хватает четырех базовых вещей:

Связности образовательной среды. Индивидуализированное образование, гармонично развивающее личность и эффективно интегрирующее эту личность в сообщество, возможно только в открытой и связной среде. Между тем сегодня мы живем не просто в среде разделенной и конкурентной — сегодня многообразие образовательных институций отчетливо поляризовалось: на одном конце армия, на другом — ашрам. Формальное образование пока устойчиво работает на максимальное усреднение как знаний, так и результатов. Элитарные школы и олимпиадные движения, являясь спортом высоких достижений, который подходит как «питательная среда» далеко не всем, ситуацию не спасают. Альтернативное образование в массе своей формирует «убежища», поощряющие дезадаптацию и конкурирующие между собой за клиента. В такой разрывной и напряженной среде, нисколько не поддерживающей гибкое развитие, но, напротив, агрессивно конкурирующей за внимание учащегося, эффективно строить и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты невозможно. Невозможно также построить полноценный маршрут развития в рамках одной институции, так как образование включает весь прожитый и осмысленный человеком опыт, поэтому пренебрежение всем, что происходит за институциональной рамкой, работает, скорее, против выхода личности на максимум своей продуктивности.

Системной работы с родителями. До определенного возраста ребенка родители являются фактическими заказчиками образования, значимо, а иногда и критически влияя на выбор приоритетов. При этом необходимо признать, что родители: а) были длительное время (а в формальном образовании до сих пор) исключены из живого участия в образовательном процессе, а потому не имеют представления о том, чем одни образовательные технологии отличаются от других, и не могут адекватно выбрать «под ребенка» и б) сами не получают системного образования в области растущих трендов, новых профессий, экономических и социальных сдвигов, а значит, не имеют данных для адекватной рекомендации образовательных целей. Прибавим к этому массовое отсутствие навыка уважительного диалога с младшим возрастом и получим ультимативный стиль рекомендаций, которые с большой вероятностью нерелевантны. Плюс к этому — выработку в ребенке привычки не думать самостоятельно, которая губительна для человека в мире с высокой сложностью и неопределенностью. Если мы говорим о реальной индивидуализации образования, которая работает, прямо сейчас необходимы, во-первых, программы просвещения родителей, во-вторых, программы развития межпоколенческой коммуникации, в-третьих, решения, которыми ребенок лет с десяти сможет воспользоваться сам, которые проверяют, что тестируется/анкетируется действительно подросток, которые подбирают бесплатные возможности для ребенка или места, куда легко сходить с родителем, чтобы показать ему воочию свой выбор и суметь убедить не препятствовать.

Работы с будущим. Быть образованным — значит чувствовать себя защищенным и уверенным в той реальности, в которой ты применяешь результаты и продукты своего образования. Следовательно, качественное образование — это не сборка навыков с неопределенным целеполаганием, но система эффективного управления будущим, в которое уходит вектор образовательного путешествия. Значит, опорные вопросы для формирования маршрута осознанно — следующие:

  • Какой мир из наиболее вероятных желателен для меня?
  • Какие ключевые задачи будут стоять перед человечеством в этом мире и при его создании?
  • Где мое место в этом мире и где среди этих задач то, во что я готов инвестировать свои невосполнимые ресурсы?
  • Что мне нужно знать и уметь, чтобы занять это место и решать эти задачи?
  • Где и как я могу этому научиться

На эту общую рамку кладутся результаты диагностик и собеседований, отражающие психоэмоциональные особенности личности, сильные и слабые стороны, стиль обучения, тип интеллекта и др., и только тогда можно считать обоснованным представление о том, что (какой контент), кого (какого типа педагоги) и как (какие формы деятельности являются наиболее релевантными для развития именно этого человека относительно его реальной сверхзадачи и как именно помогать ему чутко и своевременно корректировать маршрут после каждого качественного изменения и открытия новых горизонтов). Да, образовательный маршрут необходимо постоянно достраивать и перестраивать — при качественном комплексном образовании приблизительно раз в месяц. И все это — без потери сущности и сложности сверхзадачи.

Интеграции индивидуального развития в коллективное. Ключевой критерий адекватного образования — его соразмерность той реальности, в которую оно вводит человека. Реальность уже настоящего и тем более будущего характеризуется высокой сложностью и избыточностью. А это значит, что время единоличных эффективных разработок и решений, продуктивных персональных действий, время одиночек прошло без возврата. Поэтому сегодня в понятие образованности входит не только то, как человек защищен перед лицом вызовов, но и к чему он присоединен, от лица и в ценностях какой группы он действует. Поэтому продуктивный индивидуальный образовательный маршрут можно построить только внутри социального контекста и в опоре на него. Значит, эффективной индивидуализации образования необходим комплекс социальных технологий, позволяющих обнаруживать или создавать сообщества в тех средах, где оно действует, и практики построения индивидуальных маршрутов развития в контексте коллективных маршрутов.

Обобщая эти два пункта, можно сказать, что сегодня образование должно быть community-centered, learner-centered и future-based. Только в этом случае индивидуализированное образование будет осмысленным в долгосрочной перспективе для самого обучающегося и будет восприниматься им как необходимая практика полноценного участия в общечеловеческих процессах. К сожалению, сегодня сфера разработки решений в области индивидуализации фиксируется главным образом на развитии инструментов и не выходит на уровень смыслоопределения и смыслопорождения — коллективная работа с глобальным желаемым будущим в рамках образовательного процесса и на индивидуальном уровне, поиск и выстраивание своего оптимального образа жизни и реализации в согласованности с глобальным. Стоит говорить о безусловном развитии этой сферы разработок, но также и о том, что пока ни сознание людей, ни система отношений, ни инфраструктура не готовы к полноценному дизайну и реализации индивидуальных образовательных стратегий.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda