Лиана Табатадзе

директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л. Б. Красина»
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
КОЛЛЕДЖИ. ТЕНДЕНЦИИ

«СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО»
Московское профессиональное образование полно идеями и проектами, не испытывает недостатка в ресурсах — в общем, располагает всем необходимым для обучения успешных людей.
Сто пятьдесят лет назад Козьма Прутков иронично изрек: «Если хочешь быть красивым — поступи в гусары». Сегодня безо всякой иронии можно утверждать: «Если хочешь быть успешным — приходи в московский колледж».

Почему? Начну с очевидного. За последние несколько лет в профессиональном образовании Москвы произошли кардинальные изменения. Они связаны не только и не столько с финансированием и стремительным ростом технической оснащенности, сколько с идеологией. Профессиональное образование интегрировано в единую городскую образовательную систему, оно решает актуальные задачи, работает на достижение конкретной цели — создания средствами обучения условий для личной и профессиональной успешности каждого своего ученика. Построение иерархии потребовало в первую очередь новых управленческих компетенций, поэтому так существенно обновились управленческие команды колледжей и техникумов. Во-вторых, понадобились поиски новых путей взаимодействия профессиональных образовательных организаций как внутри системы, так и за ее границами для актуального обновления содержания образования, которое бы отвечало запросам потребителей.

МАСТЕРА БЕЗ ГРАНИЦ

Внутри системы существуют объединения образовательных организаций. Одним из них стали межрайонные советы директоров образовательных организаций (МРСД). МРСД — это инструмент профессионально-общественного управления, через который осуществляется координация деятельности образовательных организаций, входящих в его состав. Задача — создать единое образовательное пространство, консолидировать ресурсы в интересах жителей «межрайона». Так колледжи и техникумы напрямую получают запросы от школ и «настраивают» свои образовательные программы. Важно отметить, что взаимодействие школа — колледж начинается еще на уровне дошкольного образования. Пример: городская инициатива — квест для малышей «Путешествие в Мастерград» в рамках большого системного проекта «Профессиональная среда». Проект знакомит детей всех возрастов с азами профессий, наиболее актуальных для экономики города. Для школьников и их родителей проводятся открытые мастер-классы, тренинги, встречи с успешными представителями профессий и выставки специальностей. Педагоги демонстрируют новейшее технологическое и производственное оборудование, учат создавать объекты своими руками и раскрывают секреты профессионального мастерства.

Школьникам постарше тоже есть чему поучиться. Внутри «межрайонов» активно развивается проект «Юные мастера» — это уроки технологии на базе колледжей и техникумов. Безусловно, опытные мастера профессионального обучения отличаются от школьных учителей, а возможность поработать на высокотехнологичном промышленном оборудовании вызывает огромный интерес учеников 5–9 классов.

Еще один проект, который очень востребован школами, — «Профессиональное обучение без границ». Ученики 7–11 классов в рамках дополнительного образования могут освоить одну или несколько профессий и вместе с аттестатом получить еще и свидетельство о профессии, должности служащего. Мне очень приятно, что именно команда техникума им. Красина стояла у истоков проекта. Это мы разработали методологию интеграции дополнительного образования и профессионального обучения, это наш техникум был первым, где школьники прошли подготовку и стали обладателями свидетельств по профессиям и должностям в сфере принтмедиаиндустрии.

Сегодня почти все столичные профессиональные образовательные организации предлагают огромный выбор профессий, охватывающих отрасли городского хозяйства Москвы, от промышленности и инфраструктуры до персональных услуг и креативных технологий.

Еще есть учебно-производственные объединения (УПО). Взаимодействие колледжей в рамках УПО — это механизм повышения эффективности в вопросах планирования спроса на актуальные профессии/специальности, сотрудничества с реальным сектором экономики, изменения содержания образовательных программ в соответствии с запросами работодателей, повышения практикоориентированности через коллективное использование ресурсной базы внутри УПО. Колледжи и техникумы Москвы сгруппированы по профилям в семь учебно-производственных объединений:
- сервис и легкая промышленность;
- техника и технология наземного транспорта;
- архитектура, строительство и ЖКХ;
- авиационно-космическое машиностроение;
- промышленное оборудование и системы связи;
- организация обслуживания в общественном питании;
- техносферная безопасность и юриспруденция.

Внутри учебно-производственных объединений развивается инфраструктура для подготовки студентов к чемпионатам профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. В этом году команда Москвы стала абсолютным победителем национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) – 2017», приняв участие в 22 видах программы. Кроме того, в этом году одним из этапов государственной итоговой аттестации выпускников столичных колледжей стал демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Фактически каждый выпускник выполнял модули заданий региональных чемпионатов WS.

Это очевидные результаты, но есть не столь эффектные, но не менее значимые. Среди них — способность московского профессионального образования решать производственные задачи.

НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ РЕСУРС

В этом году был запущен еще один городской проект — «Ресурсы внутри системы». Цель инициативы — максимально использовать учебно-производственный потенциал московских колледжей для решения типовых задач образовательных организаций. Так, например, работы по благоустройству территорий могут выполнить колледжи архитектурно-строительного и ландшафтного направления, а оказать услуги по техническому обслуживанию транспорта — автомобильные колледжи. То есть это реальные бизнес-проекты, где необходимо быть конкурентоспособным и демонстрировать очень высокое качество работы.

Техникум им. Красина тоже одним из первых вошел в этот проект, предложив образовательным организациям и центральным городским учреждениям комплексные полиграфические услуги, от разработки визуальных концепций до производства тиражей печатной продукции. Сейчас мы находимся в стадии закупки за счет бюджета города современнейшего полиграфического оборудования, которое позволит нам стать серьезными конкурентами московским типографиям и даже некоторым издательствам.
«Вестник закупок в образовании» — один из издательских проектов ММТ им. Л. Б. Красина. Студенты под руководством опытных мастеров и педагогов ежемесячно осуществляют допечатную подготовку — дизайн, редактуру, корректуру, верстку, а также непосредственно производство тиража этого информационно-аналитического бюллетеня
Еще один издательский проект команды ММТ им. Л. Б. Красина — сборник статей руководителя Департамента образования города Москвы И. И. Калины



То, о чем я уже рассказала, это общее для всех московских профессиональных образовательных организаций. Но мы отнюдь не одинаковы, и у каждой есть уникальные отличительные черты.

И здесь мне бы хотелось привести совсем уж неочевидный или, лучше сказать, неожиданный пример. Да, техникум им. Красина занимается подготовкой специалистов для принтмедиаиндустрии. Да, техникум — это рабочие «умные» руки. Но чтобы молодые люди были не только вооружены профессиональными компетенциями, но имели и культурный багаж, были способны к созиданию, мы второй год развиваем центр современного искусства «Полиграфический цех».

…И НЕМНОГО ИСКУССТВА

Все началось с нестандартной задачи: придумать, как превратить освободившиеся площади промышленного назначения — нетиповое пустое пространство — в полноценный образовательный ресурс. Во всех развитых мегаполисах мира цеховые помещения используют для выставочных целей. Вот и мы остановили наш выбор на современном искусстве.

«Полиграфический цех» открыт в феврале 2016 г. За прошедшее время в нем было организовано и проведено семь выставок. Две из них вошли в параллельную программу V Московского международного биеннале молодого искусства, а еще одна была включена экспертным арт-сообществом в пятерку лучших выставок Москвы. В концепцию каждой из выставок положены фундаментальные философские вопросы, осмысление которых необходимо не только студентам — будущим специалистам, но и студентам — личностям.

Культурный диалог становится одним из способов взаимодействия со студентами. Это нестандартный формат образовательной деятельности, и он особенно актуален в условиях глобальной виртуализации. Именно в процессе такого диалога, который погружает участников в сложный контекст образов и смыслов, у студентов рождается желание узнать больше, проанализировать, высказать свои трактовки предложенных тем.

Такая многоплановая развивающая среда, которая создается, безусловно, системно, на уровне города, неизбежно формирует мотивацию на успех и у педагогических команд, и у студентов.

Хочешь быть успешным? Приходи в московский колледж!


СПРАВКА

Московский многопрофильный техникум им. Л. Б. Красина создан в июле 2015 г. и ориентирован на подготовку кадров для принтмедиаиндустрии.

Миссия: реализации метакомпетентностного профессионального образования, которое помогает молодым людям становиться успешными жителями мегаполиса и гражданами: иметь богатый социокультурный багаж, обладать «умными» руками, уметь находить решения в разных жизненных и профессиональных ситуациях и понимать правовые, экономические и этические последствия своих действий.

mmt-krasina.mskobr.ru
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda