Светлана РЕШЕТНИКОВА

руководитель проекта департамента развития новых форм образования Агентства стратегических инициатив
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ИННОВАЦИИ. ТОЧКА ВХОДА
СТРАТЕГИЯ БЕЗ БАРЬЕРОВ

Поддержка АСИ помогает лучшим практикам стать устойчивыми лидерами на рынке образования
В XXI веке России требуются специалисты, которые не только могут действовать строго по инструкции, но и решать нестандартные задачи в условиях непрерывных и очень интенсивных изменений. В ответ на новые запросы в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) был создан департамент развития новых форм образования, задача которого — выявлять интересные образовательные практики, масштабировать и тиражировать их.

ВЫЗОВЫ ПОКОЛЕНИЯ Z

Главным вызовом для сегодняшней системы образования стало формирование индивидуальных траекторий для каждого ребенка, а не получение общих и унифицированных знаний. Обеспечить все растущий запрос общества на персонификацию российское образование пока не готово. Необходимо менять содержание, формы и технологии обучения, расширять ресурсы образования и самообразования.

Активно формируется запрос на неформальное образование, на новые онлайн-системы. Нужны новые, более гибкие и интерактивные подходы к обучению, новая система оценивания.

Новое поколение молодежи (так называемое поколение Z), которое выросло с ноутбуками, планшетами и смартфонами в руках, уже бросило свой вызов. Это достаточно амбициозные люди, готовые заниматься всем и сразу. Психологи утверждают, что поколение Z очень нуждается в обратной связи, им нужен отклик на свои действия.

В ПРИОРИТЕТЕ — ФИНАНСЫ И ПРАВО

Так как одним из основных критериев отбора проектов для департамента развития новых форм образования АСИ является то, что цели обращения должны соотноситься с целевыми направлениями агентства, лидеры, обращающиеся за поддержкой, должны изучить основные направления стратегии агентства в части образовательных проектов. Сейчас мы готовы поддержать проекты, сфера деятельности которых лежит в области выработки навыка осознанного выбора у подростков, профориентационных проб, качественного дистанционного обучения, в том числе в онлайн-формате, популяризации предпринимательских навыков, развития у детей компетенций и навыков XXI века, в том числе и функциональных грамотностей (в первую очередь мы обратили внимание на финансовую и правовую грамотность). Приветствуются разработки в области онлайн-конструкторов урока как нового инструмента для педагога.

Уже сегодня Агентство стратегических инициатив поддерживает ряд образовательных практик и инструментов, которые помогут системе образования эффективно организовать обучение детей нового поколения.

ТРИ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ

Проектам, которые одобрены для сопровождения, агентство оказывает три вида поддержки:

Административная. Организация взаимодействия с органами исполнительной власти по преодолению (снятию/минимизации) административных барьеров и ограничений. Преодоление нормативно-правовых барьеров по изменению законодательства, не допускающего или препятствующего реализации проектов.

Методологическая. Предоставление доступа к независимой экспертной сети агентства. Проведение экспертизы проектов со стороны профильных министерств и ведомств, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Получение информации о возможных мерах государственной поддержки проектов. Содействие в коммуникациях с финансовыми организациями, институтами развития, фондами (в целях привлечения инициатором проекта финансирования). Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности проекта при формировании пакета документов для привлечения финансирования.

Информационная. Информационно-коммуникационная поддержка проектов на сайте агентства. Информационное освещение проектов в СМИ, социальных сетях. Мультимедийная поддержка проектов. Использование информации о проектах в буклетах агентства. Презентация проектов на общественных и деловых мероприятиях при организации/участии агентства с привлечением лидеров проектов. Содействие в организации и проведении публичных мероприятий в рамках реализации проекта.

Например, с целью создания условий для продвижения проектов и программ, направленных на формирование ключевых компетенций и навыков XXI века, в 2017 году при поддержке Агентства стратегических инициатив запущена единая информационная система «Навыки будущего» (maker2.inlearno.ru):

Интерактивная образовательная карта Российской Федерации, на которой представлена актуальная информация о программах дополнительного образования по каждому региону страны. 79 субъектов Российской Федерации разместили данные о программах, связанных с проектной деятельностью в сфере «Национальной технологической инициативы» (свыше 1000 организаций всех форм собственности).

Платформа — навигатор дополнительного образования детей, позволяющая подобрать образовательную программу (тренинг, курсы, семинар, кружок и т. д.) с учетом запросов семьи, места проживания ребенка.

Профориентационный блок для выявления профессиональных предпочтений и формирования индивидуальных образовательных траекторий детей.

Количество активных пользователей единой информационной системы по состоянию на декабрь 2017 года составляет 89 880 человек.

В дальнейшем систему планируется доработать и расширить ее функционал. На ней планируется создать новые срезы по функциональным грамотностям, методологический раздел для педагогов. Мы призываем всех держателей интересных образовательных практик заявить о себе в рамках этой платформы.

Точка входа проектов в АСИ единая — официальный сайт www.asi.ru (раздел «Проекты» — подраздел «Предложить проект» — далее завести учетную запись и предложить свой проект, заполнив необходимые поля информацией о проекте). Подробная инструкция/схема представлена на сайте на странице «Предложить проект».

Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше лидеров интересных практик заявлялись на поддержку, и проводим для этого ряд мероприятий по отбору лучших и привлечению их в агентство. Так, агентство поддерживает конкурс «Школа навыков XXI века», организованный Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Через конкурс проходит большое количество интересных образовательных проектов, они получают высокопрофессиональную экспертизу, и те, кто дошел до финала, имеют большой шанс получить поддержку агентства, так как их уровень уже подтвержден. Кроме этого, мы собираем информацию о региональных практиках и через официальные источники, направляя запросы в органы управления образованием регионов. В планах — объявление открытого отбора проектов по ряду направлений.



Критерии отбора проектов:

1. Цели обращения должны соотноситься с видами поддержки, целевыми направлениями агентства.

2. Цели и результаты должны быть измеримы, достижимы и оценены по времени.

3. Реализация проекта не должна создавать дополнительных барьеров, не способствовать монополизации, при этом способствовать развитию конкурентной среды.

4. Проект должен находиться на стадии пилотирования или реализации.

5. Должна быть возможность тиражирования и масштабирования проекта.



СПРАВКА

Агентство стратегических инициатив (АСИ) создано распоряжением правительства России от 11 августа 2011 года в формате автономной некоммерческой организации и является независимым (от министерств и ведомств РФ) институтом развития. Инициатива создания агентства принадлежит президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Деятельность агентства прежде всего направлена на решение стратегических задач и реализацию важных для развития экономики страны планов. Важное место в этом процессе занимают образование и воспитание подрастающего поколения.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda