ФЕСТИВАЛЬ SOFT SKILLS «СТОЛИЦА БУДУЩЕГО»
Мы запустим традицию диалога в образовании
На прошедшем 27 апреля фестивале soft skills «Столица будущего» в рамкахМосковского международного
форума «Город образования»
в игровом формате были представлены ключевые практики развития метапредметных навыков в образовании для учителей и школьников старших классов. Вместе с Ликой Чекаловой мы обсудили новый формат взаимодействия всех участников образовательного процесса и интеграцию фестиваля на различные площадки.
Елена Фирюлина
PR-директор фестиваля-игры «Столица образования»
СПРАВКА
Лика Чекалова

Руководитель Школы Навигаторов, создатель методики летних школ «Я-проект», идеолог международной инициативы «Образование для будущего»
— Чем интересен и полезен игровой формат?
— Во-первых, год назад меня посетила мысль о том, что образовательные ивенты происходят в основном в формате выступлений. То есть, спикер что-то говорит, народ слушает.
Во-вторых, в конференционной практике, как правило, эксперты общаются только между собой. Вспомним панельные дискуссии и круглые столы: непосредственные участники образовательного процесса — дети, родители, рядовые педагоги — находятся в позиции внимающей толпы, которой разрешается только задать вопрос и получить «правильный» ответ.

Но вообще-то образование делают не эксперты и не политики, а его непосредственные участники, которые учатся, учат и помогают этому обучению. Если не слышать их голосов, если не вовлекать их в авторскую активную позицию, то мы никогда не получим адекватного заказа на образование и адекватного образовательного процесса. Мы не получим никакой ответственности, потому что невозможно взять ответственность за то, что навязано тебе извне. Ответственность, как и мотивация, идет изнутри.
Образование делают не эксперты и не политики, а его непосредственные участники
Нам хотелось создать пространство, в котором каждый, вне зависимости от возраста и опыта, мог высказаться и действовать на основании своего высказывания. Поэтому мы сделали формат полностью интерактивным — и это критически важный шаг.

Мы много говорим об «интерактивном», деятельном образовании на основе собственных маршрутов, на основе собственного выбора, — при этом образовательные ивенты у нас сплошь фронтального характера, по образцу старой модель образования. Я вижу тут огромное противоречие — ну, невозможно в режиме трансляции нащупать новую образовательную парадигму. Поэтому мы трансляцию убрали полностью.
На Фестивале каждый участник имел собственный трек и одновременно — возможность участвовать в общем диалоге и обмениваться позициями, договариваться коллективно о каких-то общих решениях. Игра* для школьников была командной, образ будущего, который они проектировали, — общим, но в работе над этим образом можно было взять любую роль и актуализировать свои таланты.
* Разработчики игры - образовательное бюро Солинг
Даже ведущие мастер-классов для взрослых находились в основном в позиции фасилитаторов обсуждения, то есть провоцировали аудиторию думать, анализировать, делиться опытом, задавать вопросы.
С помощью Фестиваля мы наконец-то запустим традицию совместного путешествия и равноправного диалога в образовании
Я пошутила, когда мы запускали взрослый трек, что сейчас дети попробуют этот формат и потом будут заставлять своих учителей с ними вот так играть. На самом деле, я надеюсь, что так и будет, и с помощью Фестиваля мы наконец-то запустим традицию совместного путешествия и равноправного диалога в образовании.

В этом году на Фестивале не было родителей, но в перспективе очень хотелось бы, чтобы присутствовали и родители тоже. Тогда это будет полноценный цикл со-образования, в котором будут участвовать преподаватели, родители, дети.
— Это как 360 градусов.
— Да, диалог на 360 градусов. Очень хорошо, что в Москве появилась возможность делать мероприятия в таком формате. Конечно, большое спасибо и МЦКО, и всем, кто сделал это событие возможным. Я надеюсь, что мы сможем его развивать в Москве и за ее пределами. Надо понимать, что Россия — огромная страна. Регионы тоже хотят развиваться, у них есть образовательные запросы. Поэтому мы надеемся, что формат поедет по стране.
Сейчас огромная проблема заключается в осмысленности и «зачемности» образования
— Когда вы разрабатывали мероприятие такого формата, вы думали, что его можно будет проводить в разных масштабах, необязательно в масштабе большого города?
— Мы думали, конечно, что его можно его проводить и в малом городе, и в пределах одного учебного заведения, потому что, например, современные московские школы — это большое сообщество людей с разными интересами, с разными запросами, и было бы хорошо их перезнакомить. Такой фестиваль может стать вполне себе школьным. С другой стороны, его можно возить по городам.

Еще очень важно, что мы начали детскую игру с разговора о будущем. Сейчас огромная проблема заключается в осмысленности и «зачемности» образования. Мы не привыкли задаваться этим вопросом, потому что очень долго образование носило адаптационную функцию: было понятно, что есть четкие процессы, есть ниши, которые можно занимать, и необходимо адаптироваться к этим нишам. Сейчас мир изменился. Ниш, с одной стороны, вроде бы нет, потому что они не видны невооруженным глазом. С другой стороны, ниш бесконечно много, потому что их можно создавать самостоятельно. А значит, необходимо понимать, какой глобальный сценарий ты видишь как желаемый, и где в этом сценарии твои ниши. Понимать, как и чему учиться (в самом широком смысле слова), чтобы такой сценарий реализовать.
«Я не просто учусь чему-то с непонятным возможным результатом, а строю новый мир, строю свое будущее и будущее людей, с которыми я живу в одном городе, в одной стране»
Именно на основе образа желаемого будущего, ради которого хочется учиться, работать, развиваться, жить, мы выстраиваем образовательные треки. Тогда образование обретает основание, становится осмысленным. Получается: «Я не просто учусь чему-то с непонятным возможным результатом, а строю новый мир, строю свое будущее и будущее людей, с которыми я живу в одном городе, в одной стране».

Поэтому, например, игру мы проектировали изначально командную, чтобы ребята учились договариваться. Мне кажется, что даже после такой одной игры коммуникация между этими ребятами изменится, они начнут более осознанно относиться друг к другу, видеть друг в друге соратников.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: