СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ, НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА

EDexpert / №0 Весна 2017
ГЧП

STEM-ПАРК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Симбиоз системы образования и бизнеса в МГПУ
СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ
член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор, директор Института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии

ПАРТНЕРСТВО НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА

Развитие наукоемких технологий, центров технологического прорыва в области приоритетных направлений науки и техники в нашей стране зависит от обучения и воспитания будущих инженеров. Образование мирового уровня в модели STEM, объединяющей науку, технологии, инженерное дело и математику, соответствует запросам экономики и вызовам времени. Решить задачи совершенствования программ обучения, развития материально-технической базы, создания особых образовательных пространств невозможно без развития кадрового потенциала системы образования.

Однако внедрение модели ограничивается рядом факторов. Это:

§ нехватка современных образовательных программ, развивающих компетенции в области мехатроники, робототехники, электроники, программирования и в других сферах технического творчества;

§ дефицит квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс на современном оборудовании с использованием образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции учащихся;

§ недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства для повышения качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ общего и дополнительного образования в области инженерно-технической подготовки и технического творчества детей.

В устранении этих факторов заинтересованы и государство, и общество, и образование, и бизнес. Эффективные партнерские отношения с общественными организациями и бизнес-сообществом, безусловно, укрепят дополнительное образование, добавив столь необходимые системе современные ресурсы.

Одним из форматов взаимодействия стал проект педагогического STEM-парка. Этот уникальный проект реализуется в рамках государственно-частного партнерского взаимодействия Московского городского педагогического университета и Ассоциации участников рынка артиндустрии, а также созданной при ассоциации Гильдии индустрии учебной мехатроники, робототехники и других видов технического творчества.

7 февраля 2017 г. состоялось открытие парка на базе Института математики, информатики и естественных наук МГПУ. В церемонии открытия принимали участие представители Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, Казанского (Приволжского) федерального университета, Ульяновского государственного педагогического университета, фирм, занимающихся разработкой образовательных систем, учителя школ Москвы, преподаватели и сотрудники МГПУ и других столичных вузов.

STEM-парк позволит реализовать технологию быстрого внедрения инноваций, повысить качество высшего и дополнительного профессионального образования за счет аккумулирования лучшего опыта образовательных организаций и использования в процессе обучения современной, постоянно обновляющейся и пополняющейся материально-технической и методологической базы в области STEM-образования и различных видов технического творчества.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА

В педагогическом STEM-парке на базе МГПУ в 2017 г. планируется обучить не менее 1000 будущих и действующих педагогов дошкольного, общего и профессионального образования. Гибкая система небольших лабораторно-практических модулей позволит студенту и педагогу выстроить индивидуальную траекторию обучения, научиться работать на современном оборудовании, освоить новые программно-методические комплексы для различных возрастных групп обучающихся. Участники модулей познакомятся с уникальными людьми, работающими на будущее образования, попробуют себя в качестве экспертов современного оборудования, материалов, технологий и типовых решений для развития образования и, конечно, найдут партнеров, с которыми смогут разрабатывать новые проекты в интеллектуальной сфере.

Здесь педагоги познакомятся с предложениями разработчиков современного оборудования и средств обучения и смогут делать осознанный выбор, чтобы повысить качество реализуемой программы или открыть новую. Выбор «чему и на чем учить» — это одно из условий грамотного планирования закупок и оптимизации бюджетных затрат на обновление программного поля и материально-технической базы.

Еще одной особенностью проекта является привлечение разработчиков и производителей современного оборудования к организации учебного процесса. Кто лучше них расскажет о возможностях использования часто сложных технических решений? Кто расскажет о новых разработках и предложениях, позволяющих реализовать преемственность и использование имеющегося оборудования в новых образовательных продуктах? А ведь это основа развития и наращивания потенциала материально-технической базы образовательной организации.

Лабораторно-практический комплекс первой секции педагогического STEM-парка включает в себя следующие лаборатории, названные авторами проекта латинским словом Terra, которое можно перевести как земля, основа:

§ лабораторию мехатроники, электроники, токарно-фрезерных станков с программным управлением (Terra Didactic System);

§ лаборатории робототехники (Terra Brain Development и Terra Examen-Technolab);

§ лабораторию конструирования и моделирования (Terra Fanclastic);

§ лабораторию информационных технологий (Terra IT Technologies).

ГК ЗАО «Дидактические системы», ООО «Брейн Девелопмент», ООО «Экзамен-Технолаб», АО «Храпуновский инструментальный завод», ООО «Сити», ООО «АйТи Агентство ОС3» и ООО «Интеллект Спорт Образование» стали первыми участниками, а их инвестиции в развитие проекта составляют более 22 млн руб.

На основании договора МГПУ предоставляет помещение, мебель и технические средства, необходимые для организации образовательного процесса, а партнеры-резиденты предоставляют на договорной основе современное оборудование и средства обучения в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества.

СКОРОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Безусловное преимущество проекта — высокая степень обновления технической базы, программного обеспечения, что позволяет проводить обучение будущих и действующих педагогов с использованием самых последних разработок в области STEM-технологий. Приведем только один пример: разработки «Нейротрек» (для реализации нейротехнологии) и «Ведеретрек» (для реализации технологии компьютерного зрения), которые еще только готовятся к массовому производству, уже представлены в педагогическом STEM-парке.

В МГПУ впервые в нашей стране начата магистерская подготовка учителей в области мехатроники, робототехники и электроники, создана и аналогичная программа бакалавриата. Педагогический STEM-парк открыт в Москве, но его ресурсы и возможности заинтересовали образовательные организации высшего образования в странах ближнего зарубежья и в регионах России. Они готовы использовать сетевую форму магистратуры и других образовательных программ, которые позволяют часть образовательной программы реализовать с использованием педагогического STEM-парка.

Сегодня время и скорость внедрения инноваций имеют принципиальное значение, поэтому в регионах, где идет развитие современного производства, понимают, что ресурсы STEM-парка и механизмы государственно-частного партнерства позволят подготовить педагогов, способных дать подрастающему поколению качественное STEM-образование, а значит, решить стоящие перед ним задачи и быть всегда на пике внедряемых инноваций.

Совместное с партнерами проведение курсов повышения квалификации, конференций, вебинаров, мастер-классов, соревнований и других мероприятий для педагогов общего, дополнительного и профессионального образования по тематике STEM-парка позволит сделать шаг к использованию инструментов эффективной закупки, выбора добросовестного поставщика. А значит, даст возможность внедрять инновационные готовые решения в постоянном режиме, наращивая потенциал в образовательных организациях.

Краткий перечень программ STEM-парка

§ Основы образовательной робототехники (для разных робототехнических комплексов)

§ Основы программирования

§ Использование робототехнических (инженерно-технических) моделей в преподавании естественно-научных дисциплин

§ Использование робототехнических моделей в преподавании отдельных разделов информатики

§ Основы образовательной робототехники для дошкольных учреждений

§ Образовательная робототехника (экспертный уровень)

§ Основы мехатроники

§ Основы технического черчения, компьютерная графика и основы сквозного проектирования

§ Технология работы на станках с ЧПУ

§ Создание и эксплуатация инженерных классов в образовательных учреждениях

§ Конструирование, моделирование и проектная деятельность в начальной школе

§ Основы организации обучения традиционным и современным интеллектуальным играм с использованием IT-технологий и «Киберспорта»

§ Современные решения для организации занятий на основе IT-технологий и многие другие

STEM (Science — наука, Technology — технология, Engineering — инженерное дело, Math — математика). STEM-образование — объединение наук, направленное на развитие технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в инженерных кадрах. В мире это понятие активно внедряется в различные программы, создаются STEM-центры. Россия не исключение. Intel с прошлого года проводит конкурсы и присваивает статусы STEM-центров. В 2016 г. 145 образовательных учреждений РФ получили такой статус.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda