СЕРГЕЙ СОЛОНИН

Генеральный директор Qiwi Сергей Солонин в последние годы является одним из лидеров, инвестирующих в образовательные проекты. В интервью EDexpert предприниматель делится своими мотивами, представлением о роли государства и частного капитала в образовании и рисует свой портрет бизнесмена.


Родился 28 ноября 1973 г. Генеральный директор и акционер Qiwi (23,3 %). Окончил Всероссийский финансовый институт по специальности «Финансы и кредит». Имеет сертификат об окончании Stanford Executive Program. Первые деньги заработал на бирже «Алиса» предпринимателя Германа Стерлигова. Личное состояние оценивается около 400 млн долларов. В мае 2013 г. Qiwi провела IPO на бирже NASDAQ. Женат, четверо детей.
EDexpert / №0 Весна 2017
НАВЫКИ XXI ВЕКА

«ЕСЛИ МЫ ВООБЩЕ ДУМАЕМ ЧЕРЕЗ ШАГ»
Сергей Солонин о своих инвестициях, представлении о роли государства и частного капитала в образовании
— Вы активно инвестируете в образование. Какие мотивы преобладают — личные или деловые?

— Как инвестор я считаю, что образование — это длинная история, которая будет в тренде очень долго, а точнее, всегда. Когда у людей закрываются самые базовые потребности, они в первую очередь смотрят на образование детей. Поэтому современное качественное образование для детей и не только — это та потребность, которая будет только развиваться вместе с развитием общества.

С другой стороны, я сам маньяк образования, я это люблю, постоянно учусь на образовательных программах, мне это интересно. Вообще, в среде руководителей высшего звена постоянное образование — это принято. Поэтому с инвестиционной точки зрения тема очень правильная и стабильная. Я планирую наращивать усилия в этой сфере. Пока взаимодействие капитала и образования в основном имеет благотворительный характер. Но я считаю, что в современных условиях социальные проекты, к которым относится образование, только выиграют от грамотного сочетания бизнес- и социальных подходов. В этом суть инвестиций воздействия. И то, что государство позволяет это делать, дает пространство для возможностей.

— Нынешние инвестиции в образование все-таки невозвратные?

— Я так не считаю. И потом, как посмотреть на это. Для меня, например, измеримое и понятное воздействие на среду — такой же возврат на инвестиции, как и деньги. Думаю, что это важно не только для меня, но и для других бизнесменов. Очень многие понимают, что образование — фундамент будущего. В какой-то момент нам, бизнесу, все равно придется серьезно подключаться к этому процессу. Если мы вообще думаем через шаг.

— Возможно, предпринимателям стоило бы объединиться в какую-то ассоциацию, чтобы эта деятельность носила системный характер?

— Сейчас Центр содействия инновациям в образовании «СОЛь» сделал карту лидеров инновационного образования в России. Это один из первых шагов для создания прозрачной среды, чтобы понимать, кто и чем занимается на рынке. А дальше, если появится потребность и будет видно, что подобный орган способен что-то реально сделать, можно вспомнить и об ассоциации.

В объединении самих предпринимателей я пока не вижу большой необходимости. Мы работаем в достаточно естественной среде и порой объединяем усилия, но, скорее, как неформальный конструктор.

— Про роль государства в привлечении частного капитала. Оно позволяет, как вы выразились, или все-таки создает условия?

— Я вижу роль государства в образовании прежде всего в установке параметров и формировании заказа. И, конечно, государственная система должна закладывать базовый образовательный уровень для всех. Все остальное, особенно новые профессии, все, что связано с инновациями, не может оставаться исключительно в зоне ответственности государства. Сам процесс государственной стандартизации программ занимает больше времени, чем сохраняется актуальность тематики. В быстро изменяющемся мире эти актуальные задачи должны ложиться на плечи дополнительного, частного образования или решаться за счет самообразования.

— Вы полагаете, что и в сфере высшего или профессионального образования государство будет готово поделиться с рынком своим заказом?

— Было бы оптимально, если бы государство не пыталось сертифицировать или как-то регламентировать профессии, а отдало бы эту функцию рынку или университетам. Эта система есть в Англии и в Штатах. Государство должно быть таким же заказчиком с точки зрения профессий, как и бизнес.

— Какие у вас ожидания от «Британки»?

— «Британка» мне интересна, так как все, что вокруг дизайна и творчества, имеет крайне серьезное будущее. Дизайн я рассматриваю в самом широком смысле — сегодня это не только форма, но и содержание. Чем больше появляется технологических возможностей, тем большую роль играет творчество.

СКЛАД ХАРАКТЕРА

— Какие качества, на ваш взгляд, присущи настоящему предпринимателю, человеку, способному менять мир?

— Способность работать в неопределенной среде — неизвестных всегда очень много. Коммуникационные способности, способность донести до инвесторов, до клиентов то, что ты хочешь. Способность работать в командах. Способность лидировать, способность рисковать. В моем опыте было много неудачных проектов, но я могу точно сказать, что это было обучение. Очень важный элемент — способность вновь вставать. Про постоянное обучение я уже говорил. Вообще, это склад характера во многом, склонность к авантюре.

— Все, что вы сейчас назвали, лежит не в области привитых навыков. Скорее, в области психологии. Можно ли этому научить?

— Я больше склоняюсь к ответу: «Нет». Это, скорее, задача по поиску людей, склонных к предпринимательству. Я не думаю, что можно полностью привить предпринимательскую инициативу. Ни в какой стране это невозможно, потому что это природа. Но уменьшить или увеличить можно. Потому что далеко не все, вообще считается, что только около 5 % детей…

— Кто-то говорит, 10 %...

— В разных странах по-разному, у нас меньше, у нас около 5 % потенциальных бизнесменов. Не самый высокий показатель, но их выявление и предоставление возможностей, создание некой культуры — это, конечно, важно для того, чтобы предпринимательство развивалось. Нужно создавать условия, при которых те, у кого с детства аппетит к риску, желание создавать новое, находили для себя возможности для творчества, а не становились жертвой стандартизированных подходов.

— Какие условия?

— Например, привести закон об образовании в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом в части вариативности образования. Создать условия, при которых директор школы может выбирать и «собирать» образовательную программу, а учитель может находить источники и любой формат деятельности в рамках урока. Тогда, в свою очередь, родитель будет помогать ребенку в поиске школы, потому что они все станут разными, а затем ему придется учиться поддерживать ребенка в его выборе образовательных траекторий. Это будет создавать среду, в которой принятие решений вместе с ответственностью за принятые решения станет со временем культурным кодом, нормой.

Нужно создать возможности для существования различных альтернативных образовательных проектов, разных форм собственности, использующих различные методики в соответствии с ФГОС. И способствовать тому, чтобы лучшие практики могли свободно пересекать границы государства в обе стороны. Ведь технологические решения, оторванные от мирового контекста, обречены на умирание.

— Онлайн-образование вообще не знает границ…

— Оно ускорит все процессы и позволит делать многое в масштабах страны, будет не настолько важно, где ты находишься. Я сторонник общения, считаю, что образование невозможно без элементов коллаборации, без сотрудничества, без горизонтальной конструкции взаимодействия с другими людьми.

ПО ЭКСПОНЕНТЕ

— Есть ли для вас какие-то вдохновляющие примеры, в частности среди ваших западных партнеров?

— Мне нравятся многие проекты на Западе. Тот же Coursera — шикарный проект, для детей — Khan Academy. Это очень хороший уровень влияния. Есть довольно много спикеров, которые выступают по теме современных методов образования, — Кен Робинсон, Сал Хан.

— Какие бы книги или фильмы вы порекомендовали тем, кто мечтает о предпринимательстве?

— Мне кажется, что в плане окрыления гораздо больше делают не книги, а успешные кейсы. К примеру, наши бывшие соотечественники — Сергей Брин, другие миллиардеры, создавшие себя и бизнес с нуля. Примеры из жизни вдохновляют острее.

— Итак, вы верите в формирование частного образования в России. Когда оно оформится при нынешней динамике?

— Просто других вариантов нет (смеется). Какие-то результаты мы видим уже сейчас, а увидим что-то большее. Все будет развиваться по экспоненте, и независимо от того, хотим мы этого или нет, тем более если государство не станет слишком много регулировать.

Беседу вел Денис КРАВЧЕНКО



СПРАВКА

Структуры и программы, входящие в образовательный пул Сергея Солонина

ЦСИО «СОЛь»
Выявление лидеров, реализующих инновационные подходы в образовании. Внедрение технологий и инструментов для оснащения предпринимателей в социальной сфере лучшими мировыми практиками (SRS — social reporting standart).

Британская высшая школа дизайна («Британка»)
Возможность получить британский диплом, не выезжая из России (БВШД и МАРШ). «Экосистема» творческого образования, от программ для подростков до британского бакалавриата / магистратуры и дальнейшего профразвития (программы ДПО, интенсивы).

ИКРА
Школа креативного мышления, которая занимается созданием образовательных продуктов и программ для развития творческого мышления и обучает методикам решения нетривиальных задач в различных профессиональных сферах: банки, телекоммуникации, IT, фармацевтика, маркетинг, HR-брендинг.

Finteen
Программа обучения финансовой грамотности для школьников.

«Смарт-курс»
Сеть центров развития универсальных мягких навыков подростков, в частности навыка осознанного выбора. Помогает подросткам найти себя и стать более счастливыми. За годы существования проекта накоплена уникальная методическая база работы с подростками. Проект активно развивается в регионах России и СНГ.

«Информатикум»
Сеть центров инженерно-технологической профориентации школьников. Центры открываются на базе школ и вузов. Школьники получают знания по электронике, мехатронике и программированию, опираясь на уникальные наборы российского производства.

Impulse
Платформа, объединяющая людей, запускающих свои благотворительные и социальные акции, и людей, участвующих в них. Программа обучения молодежи (12-18 лет) социально-проектной деятельности и профориентация в некоммерческом секторе (НКО, КСО или создание своего проекта).
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda