Системе СПО нужны гибкие адаптивные программы
В Федеральном институте развития образования РАНХиГС состоялась Всероссийская конференция по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.

Целью конференции являлось профессионально-общественное обсуждение методических рекомендаций в рамках реализации проекта «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования».
Участники: представители Министерства просвещения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования (ФУМО СПО), образовательных организаций, реализующих программы СПО, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям (СПК), Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», СМИ.

Конференцию открыл с приветственным словом и.о. директора ФИРО РАНХиГС Евгений Юрьевич Малеванов. Он отметил активную роль ФУМО СПО, образовательных организаций, реализующих программы СПО, ставших участниками двухгодичного проекта и поблагодарил их за работу.
С приветственным словом к участникам конференции также обратился директор Департамента среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Сергеевич Неумывакин.

Он подчеркнул, что содержание образования — это приоритет Минпросвещения России. Многое зависит от модели образовательной программы. Важно иметь возможность использования инструментов ускоренного обучения, индивидуальных учебных планов.

В это работе велика роль ФУМО СПО. В качестве примера Виктор Сергеевич привел деятельность ФУМО СПО в области информационных технологий, которое предложило гибкую структуру федеральных государственных образовательных программ с набором квалификаций, освоение которых возможно по выбору образовательной организации. В последние два года была проведена серьезная работа по обновлению Перечня профессий и специальностей СПО, были исключены невостребованные, и уже по 30 позициям не будет вестись прием со следующего (2021) года.
Недавно на Совете по стандартизации Минпросвещения России было принято 19 новых ФГОС СПО в новом макете. К сожалению, на сегодня только около 100 ФГОС СПО утверждены в новом формате из более чем 600. Эта работа должна продолжиться и быть ускорена.

На том же Совете по стандартизации было представлено и утверждено 3 совершенно новых ФГОС СПО, это результат активной позиции ФУМО, которые совместно с экспертами СПК, Ворлдскиллс Россия, экспертным сообществом являются опорой в вопросах содержания и принятия решений о сроках обучения.

Министерство просвещения российской Федерации всегда открыто для таких предложений и готово их рассматривать.
В пленарной сессии конференции выступили в удаленном формате Алла Аркадьевна Факторович, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (о профессиях, специальностях СПО и квалификациях, формируемых на основе профессиональных стандартов); Игорь Анатольевич Артемьев, директор ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс» (об опыте внедрения эффективного планирования в образовательном процессе СПО); Данила Александрович Уфимцев, директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (о возможности организации демонстрационного экзамена в СПО в дистанционном формате); Александр Иванович Бабурин, Первый заместитель Председателя Росагропромсоюза (о деятельности СПК по обновлению содержания подготовки по профессиям и специальностям СПО).
Очное выступление Владимира Игоревича Блинова, директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС на тему «Интенсификация образовательного процесса в СПО: предпосылки, возможности и риски» было посвящено представлению методических рекомендаций, разработанных в центре в рамках проекта. Он отметил, что разработка и внедрение гибких адаптивных образовательных программ — одно из магистральных направлений развития современной системы СПО в России. Для этого необходима методическая мобильность на местах — в образовательных организациях.

Индивидуализация в образовании всегда дает максимальный эффект, но при этом трудозатратна. Эффективный учебный план подразумевает не только и не столько сокращение сроков обучения, сколько оптимальное использование учебного времени. Необходимо расширение базы производственной практики. Это основа качественного профессионального образования. Система элективных курсов в образовательной программе СПО повышает мотивацию студентов, обеспечивая осознанный выбор.
Однако разработке индивидуальных учебных планов, использования механизмов организации освоения двух ОПОП СПО параллельно, организации зачета результатов предшествующего обучения необходимо учить педагогов и руководителей образовательных организаций СПО. Многие передовые колледжи и техникумы успешно используют такие инструменты, их опыт стал основой методических рекомендаций, но для массового внедрения такого опыта предстоит еще серьезная работа.

В ответ на выступление В. И. Блинова В.С. Неумывакин акцентировал внимание на вопросе гибкости образовательных программ и образовательных организаций. Современные первокурсники стали совершенно иными, у них выше средний балл аттестата, растет конкурс на поступление в колледжи и техникумы. Эти вчерашние школьники уже привыкли к цифровому миру, они участвовали в проекте «Билет в будущее», в мастер-классах и профессиональных пробах, организованных с использованием самых современных технологий. Поэтому необходимо менять подходы к их обучению, чтобы не потерять и развивать учебную мотивацию.
Виктор Сергеевич подчеркнул важность конференции в этой связи и отметил, что важно услышать мнения и риски от собравшейся экспертной аудитории. При этом в погоне за гибкостью важно не потерять основательность среднего профессионального образования.

В конце пленарной сессии выступила Ирина Григорьевна Бозрова, заместитель директора по учебной работе Московского колледжа связи № 54 им. Вострухина. Она рассказала об интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования на примере опыта работы по укрупненной группе профессий, специальностей СПО 11.00.00. В своем выступлении Ирина Григорьевна отметила, что в колледже давно используется ускоренная форма обучения за счет зачета результатов обучения по рабочим профессиям, которые студенты осваивают, еще обучаясь в старших классах школы. Эта работа колледжа со школьниками имеет и профориентационный эффект, когда на обучение приходят уже мотивированные ребята. В колледже функционирует широкая сеть кружков и секций, которые также становятся существенным дополнением к ОПОП СПО. Образовательная среда колледжа создает условия для повышения темпа освоения материала. Мастерские и полигоны колледжа работают 12 часов в сутки в две смены, студенты могут прийти отрабатывать умения в удобное для них время, используя электронную запись.
После перерыва работа конференции продолжилась на двух круглых столах, где участники обсудили вопросы нормативно-правового обеспечения интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программам среднего профессионального образования и новые педагогические технологии, необходимые для реализации эффективного учебного плана.

В работе круглых столов приняли участие представители экспертного научно-методического сообщества и образовательных организаций российских регионов, где развиваются лучшие практики эффективного планирования. Среди них:
  • Кондаков Александр Михайлович, член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование»
  • Микерова Виктория Николаевна, заведующая учебно-методическим отделом и Слюсарь Екатерина Владимировна, руководитель отдела практической подготовки студентов ГБПОУ г. Москвы «Колледж связи № 54 имени П.М. Вострухина»;
  • Зимина Ирина Владимировна, декан факультета СПО ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»;
  • Бекетова Оксана Викторовна, заместитель директора по учебно-производственной работе Зиминского железнодорожного техникума;
  • Калинин Александр Сергеевич, директор ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж»;
  • Елпатова Ольга Ивановна, заместитель директора по научно-методической работе Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж информационных технологий».

В результате работы круглых столов были выработаны предложения в резолюцию конференции, которые были озвучены в заключительной части конференции при подведении итогов.
Участники конференции подтвердили значимость результатов проекта и предложили одобрить текст методических рекомендаций по вопросам интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в рамках реализации программ СПО в целом. В качестве предложений по внедрению методических рекомендаций и развитию результатов проекта были высказаны пожелания:
1
Минпросвещения России обеспечить сбор образцов локальных нормативных документов образовательных организаций, реализующих программы СПО и представляющих лучшие практики по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса.
2
Поручить ФИРО РАНХиГС разместить образцы локальных нормативных документов образовательных организаций, предоставленных образовательными организациями, реализующими программы СПО, на своем сайте.
3
Организовать проведение курсов повышения квалификации по разработке и внедрению эффективных учебных планов для педагогов, методистов и руководителей образовательных организаций, реализующих программы СПО.
4
Организовать совещание по вопросам оплаты труда методистов и педагогов СПО при разработке и реализации цифровых средств обучения.
5
Организовать семинар-совещание ФУМО СПО по вопросам обновления требований ФГОС СПО в части изменения процентного соотношения обязательной и вариативной части ОПОП СПО в зависимости от укрупненной группы профессий, специальностей.
6
Организовать исследование состояния физического и социального здоровья обучающихся СПО при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с целью подготовки рекомендаций по нормированию экранного времени в образовательном и воспитательном процессах.