Анна Силаева

руководитель направления «Профориентация» городского проекта «Школа Новых Технологий»

Надежда Янушкевич
руководитель направления «Развитие школьного IТ-образования» компании «КРОК»
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
ШКОЛА. ГОРОДСКОЙ ПРОЕКТ

«В «БОЕВЫХ» УСЛОВИЯХ»
Как сделать проектную работу школьников эффективной?
Трудно стать хорошим водителем, не выезжая на настоящую дорогу. Трудно научиться делать настоящие проекты, не создавая настоящих продуктов.
Как же помочь школьникам стать востребованными специалистами в будущем и научить их создавать продукты, полезные кому-то в реальной жизни?
Команда городского проекта «Школа Новых Технологий» и компания «КРОК» помогают школьникам начать карьеру в IT c помощью проекта «Школа IT-решений».


Московская школа № … Идет защита проекта. Команда школьников создала приложение, в котором ученики получают быстрые уведомления о заменах уроков. Теперь ребята представляют свой продукт и отвечают на вопросы экспертов:
— Откуда новые ученики узнают о приложении? Кто и в какой момент будет им сообщать?
— Как вы понимаете, что после скачивания ученик установил и действительно пользуется приложением?
— Кто отвечает за то, чтобы информация вовремя приходила к ученикам? Кто сейчас вносит замены в школьное расписание и как этот человек будет взаимодействовать с приложением? Как это скажется на его времени и других обязанностях?
— Кто будет технически поддерживать работу приложения и дорабатывать его, когда вы закончите школу? Как вы передадите свой продукт?

Блокнот с фидбэком быстро наполняется новыми мыслями, идеями, вопросами. Команда и эксперты сейчас работают и думают вместе. И тем и другим интересно, потому что продукт ребят настоящий, и пользователи у него настоящие, и проблема пользователей — настоящая…
Практики управления проектами сейчас применяются во всех отраслях. И в школах, понимая это, тоже практикуют проектную деятельность для всех, от начальной школы до выпускных классов. Однако в образовательной среде словом «проект» принято называть работы самых разных жанров, от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Поможет ли современным школьникам такой опыт проектной деятельности понять, какими категориями надо мыслить, какими навыками обладать, какие задачи уметь решать, чтобы быть успешными в быстро меняющемся и таком технологичном мире? И, главное, осознать, как оцениваются за стенами школы результаты труда и проектов? Нет, считаем мы.
Поэтому московский городской проект «Школа Новых Технологий» организует множество проектов и мероприятий, которые помогают детям на практике попробовать себя в различных профессиях и направлениях, создать собственные проекты, чтобы быть готовыми к взрослой жизни. ШНТ привносит в школьную проектную деятельность реальный опыт экспертов отрасли, настоящие задачи от существующих пользователей и все вызовы, с которыми сталкиваются взрослые проектные команды. Так появилась «Школа IT-решений», программа, созданная совместно с компанией «КРОК», в ходе которой школьники получают опыт создания настоящего проекта со всеми прилагающимися сложностями и неожиданностями и тем, что обычно людей вдохновляет — командой, драйвом, победой над трудностями и… настоящим результатом. Участники создают решения той или иной школьной проблемы. Среди проектов встречаются обучающие приложения по физике, геометрии и робототехнике; разработки, помогающие учителям составлять расписание и быстро сообщать о заменах уроков, удобно организовывать встречи учителей с родителями, быстрее проверять домашние задания.

Команда и этапы

На старте программы все команды проходят сессии дизайн-мышления, чтобы научиться исследовать и выявлять потребности пользователей. Учитывая полученные навыки, ребята возвращаются в школы в поисках имеющихся там проблем, чтобы использовать эти проблемы как идеи для своих проектов. Следующие шесть месяцев команды работают над реализацией решений для пользователей.
В «боевых» условиях школьники учатся проверять гипотезы, формулировать технические задания, разрабатывать программные и аппаратные решения, проектировать удобные пользователям интерфейсы, тестировать свои продукты и внедрять их. И, конечно, в такой работе неизбежно происходит прокачка soft-skills: распределение работы в команде, способность договариваться друг с другом, планировать время, учиться под задачи, слушать и понимать пользователей, измерять результаты своей работы.
У каждой команды есть возможность получить экспертную поддержку от студентов профильных технических вузов и наставников из ведущих IT-компаний.
Защита проектов проходит на местах, со сдачей проекта заказчику. Выпускники демонстрируют экспертам свои решения, рассказывают о том, как работали над проектом, сколько потратили времени и ресурсов, обосновывают технологии, позволяющие решать потребности пользователей.

Что получает школьник

Решение реальных проблем из жизни школ.
Опыт выстраивания коммуникаций с экспертами из IT-компаний.
Возможность работать в команде единомышленников, пройдя с ней огонь и воду, и возможность улучшить окружающий мир и принести пользу.
А все это вместе — опыт сложной и системной проектной деятельности в IT-сфере и понимание реализации «взрослых» проектов.
Наши участники приближаются к реальности и начинают понимать, как измерить результаты своего труда и свою ценность.

Марина Герасимова, участница программы:

В «Школе IT-решений» я участвую уже второй год подряд, занимаюсь проектом по разработке облачной среды с разграничением прав. Программа помогла мне понять, что я хочу работать в сфере IT. Я развила в себе множество навыков — умение выступать на публике, эмпатию, поняла, как объективно оценивать свой проект, что чувствуют мои пользователи и как лучше работать с ними.

Программа существует уже два года, она меняется и развивается. За это время в нашей команде появились новые партнеры и эксперты из самых разных областей, не только из IT. Мы рады единомышленникам и всем форматам, которые принесут пользу нашей программе, и готовы обмениваться и делиться опытом и всеми «собранными граблями». И мы точно знаем, что школьники способны создавать настоящие, причем востребованные продукты.
СПРАВКА
Проект «Школа Новых Технологий» реализуется при поддержке Департамента информационных технологий и Департамента образования города Москвы с привлечением ведущих российских и зарубежных IT-компаний. Его цель — сделать школу современным центром инноваций посредством реализации различных IT- и профориентационных проектов.
КРОК продвигает мировые и отечественные информационные технологии на российский рынок с 1992 года. Эксперты компании разрабатывают и внедряют комплексные IT-системы, создают бизнес-приложения, строят центры обработки и хранения данных, разворачивают телекоммуникационную и инженерную инфраструктуру.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda