Андреас Шляйхер

директор Департамента образования, специальный советник по образовательной политике генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР. МНЕНИЕ

«МОТИВАЦИЯ — S4,2 ТРИЛЛИОНА»
Авторитетный международный эксперт не стал однозначно высказываться в
пользу государственного или частного образования и рассказал EDexpert, как
учителя могут принести российской экономике астрономическую сумму

О РОЛИ ГОСУДАРСТВА. Многие государства вынуждены проявлять гибкость и прилагать максимум усилий, чтобы, с одной стороны, предоставить родителям как можно больше возможностей и при выборе школы для ребенка, и для проявления образовательной инициативы, а с другой — обеспечить качественную и слаженную работу всей национальной системы образования. Наши исследования показывают, что такой комплексный подход может приносить результат.

Каждый человек имеет право выбрать для своего ребенка подходящее учебное заведение. Государство и школы в идеальном случае должны влиять на этот процесс в основном посредством информирования. Зрелые образовательные системы наработали определенный инструментарий, систему сдержек и противовесов, которая должна застраховать потребителей от ошибок, несправедливостей и несоответствий.

Сам по себе выбор школы еще ничего не говорит о качестве образования. Гораздо важнее и информативнее параметры и соображения, которыми при этом руководствуются родители. Они отдают предпочтение какой-либо педагогической методике и при этом имеют возможность рассмотреть несколько вариантов? Отлично! Учебные заведения могут удовлетворить самые разнообразные потребности своих учеников? Замечательно! Но если школы просто ориентированы на то, чтобы хоть как-то выделиться из общего числа, то выбор родителей не имеет никакого значения. По сути, его нет.

Мировая практика свидетельствует: от формы собственности школы — частная или государственная — не зависит практически ничего. Учащиеся обычных школ зачастую подготовлены чуть лучше своих сверстников. Но тут я должен оговориться, что такая тенденция прослеживается исключительно при насыщенном рынке образовательных услуг.

Если рассуждать о макроуровне, то самая развитая в мире образовательная система — в Сингапуре — основана по большей части на общественных, государственных школах. Результаты учащихся из Голландии лишь немногим хуже, а там преобладают коммерческие учебные заведения.

Чем больше у образовательных организаций автономии, возможностей для самоуправления и определения, тем жестче должны быть рамки, которые задает государство. Ведь в образовательной системе именно оно отвечает за стратегическое планирование. И руководители частных школ, кстати, должны понимать, что они тоже обеспечивают исполнение задач государственной политики, а взамен получают финансирование.

Государство вполне может полностью брать на себя работу по выработке образовательных стандартов — иногда иначе сложно гарантировать и контролировать качество обучения. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что в России за подготовку специалистов отвечает Министерство образования. Другое дело, что стандарты следует определять, исходя из реальных результатов, показанных учениками, адаптировать их под нужды сегодняшнего дня, а не принимать раз и навсегда, как догму или закон.

О РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. В последние годы российское школьное образование активно развивается, и результаты PISA (международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) вполне это отражают. Ученики из вашей страны при решении научных задач набрали 487 баллов в ходе нашего исследования в 2015 г. Это сравнимо с достижениями Латвии и Люксембурга и на 8 баллов больше, чем было у России в 2006 г. Прирост результата составляет в среднем 2,9 пункта за три года.

Однако по большому счету России еще предстоит проделать огромный путь, чтобы соответствовать стандартам наиболее продвинутых образовательных систем. Прежде всего, нужно поработать над креативным мышлением школьников и умением решать комплексные задачи. Заслуживает внимания и тот факт, что доля успешных учеников у России ниже среднего уровня.

Кроме того, в ходе последнего исследования мы выявили 18 % российских учеников с низкой мотивацией, чьи результаты недотягивают даже до базовых стандартов. В 2006-м ситуация была еще хуже — 22 %. Об этих данных стоит поговорить отдельно, ведь именно на этом примере очевидна экономическая целесообразность развития образовательной системы в целом. Так вот, если бы российским учителям каким бы то ни было образом удалось мотивировать этих 15-летних школьников все-таки освоить программу и подтянуть знания хотя бы до базового по международным меркам уровня, то эти ребята за годы своей трудовой деятельности принесли бы российской экономике дополнительно 4,2 трлн американских долларов. Только представьте себе эту сумму! Это больше всего нынешнего объема российской экономики!

Примером тому, как высоко можно поднять образовательную планку, служит Шанхай. В ходе нашего последнего исследования выяснилось, что 10 % худших учеников из этого китайского мегаполиса все равно опережают по уровню знаний 10 % самых благополучных сверстников из американских городов.

О БУДУЩЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ. В нашей следующей публикации мы сравним умение студентов решать задачу совместно, то есть навыки добиваться и сохранять общее понимание проблемы, предпринимать необходимые шаги для ее решения и при этом постоянно работать в команде. Для сбора необходимых данных мы просили учащихся принять участие в решении определенной проблемы в заданной ситуации. При этом «компанию» им составляли персонажи, созданные компьютером.

Задание потребовало от школьников определить собственную роль в команде, учитывать особенности работы в группе, решать конфликтные ситуации, тем самым демонстрируя навыки общения, уметь адаптироваться к изменениям обстоятельств или появлению новых возможностей, например для оптимизации процесса.

В 2018 г. мы введем в программу PISA новую составляющую — глобальную компетенцию. Мы определяем ее как способность и умение ученика действовать адекватно и эффективно в команде или самостоятельно в ситуациях, созданных современным миром со всеми его взаимосвязями, взаимозависимостями и частыми изменениями.

В 2021 г. мы поработаем над оценкой навыков креативного мышления.

Уверен, оценки и исследования этих составляющих важны для современного мира. Всем этим компетенциям можно научить, а потом протестировать и проанализировать эти знания. Иными словами, современный мир перестал вознаграждать человека просто за то, что он знает: Google знает все. Теперь необходимо уметь применять эти знания.

Справка

Число стран — участниц PISA: 2000 г. — 32 страны, 2003 г. — 43, 2006 г. — 57, 2009 г. — 74, 2012 г. — 65, 2015 г. — 72.

Области исследований PISA: ЧТЕНИЕ — способность к пониманию письменных текстов, использованию их содержания для приумножения знаний и возможностей; МАТЕМАТИКА — умение читать, интерпретировать и анализировать количественную информацию; НАУКА — понимание окружающего мира на основе научных знаний, применение научных знаний для объяснения явлений.



Андреас Шляйхер — участник IV Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda