Открылся II всероссийский форум «Школа возможностей»
28 марта открылся II всероссийский форум «Школа возможностей», организаторы которого — РАНХиГС и «Содружество школ личностно-ориентированного образования» при участии Всероссийской проектной платформы КосмОдис. В пленарном заседании «Образование в эпоху персонализации: от человеческого капитала к человеческому потенциалу» выступили такие эксперты, как Александр Асмолов, директор по гуманитарной политике РАНХиГС, Павел Лукша, профессор Московской школы управления «Сколково», Виктор Болотов, директор Центра мониторинга качества образования, Елена Юдина, заведующая кафедрой уавления дошкольным образованием Московской высшей школы социальной-экономическихз наук.
Александр Асмолов, «Школа возможностей в эпоху персонализации и неопределенности»
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
Мы заняты поиском необщих путей развития образования. Сегодняшнее наше общение — попытка точно поставить вопросы. Мы говорим: мы движемся по направлению от школы, где действует диктатура прошлого опыта к школе, где главное — вооружить возможностями, а не только пакетами знаний. От человеческого капитала к человеческому потенциалу. Для нас важен новый вектор движения, по которому идет развитие человеческого потенциала. Это значит, что одаренность не дана, а задана. Одаренность — это главная характеристика человека, это возможность поиска, без которой нет человека.
Александр Асмолов также отметил, что необходимо создать мотивирующую среду для развития и самореализации личности.
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
Необходимо резкое изменение ситуации, в которой появляется страна потенций, возможностей, а не страна комичностей и стандартов. Школа возможностей — это ответ XXI века.
По его мнению, в образовании происходит смена мотиваций в управлении образования.
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
Ключевое отличие в стране возможностей школы возможностей — ценностно-мотивационные установки на решение сложных задач в условиях неопределенности. Тренды — это «лыжня», поэтому в школе возможностей появляются возможности найти новое, использовать и взращивать потенциал наших детей.
Павел Лукша, «Время талантов, время уникальности: мировые тренды в трансформации школьного образования»
Павел Лукша отметил, что реальность такова: технологии сумели проникнуть внутрь цивилизации — за 7 лет 2 млрд человек пользуются смартфонами, это самое стремительное распространение. Ни одна технология так не распространяется в таких масштабах до сих пор.
Павел Лукша
Профессор Московской школы управления «Сколково», основатель Global Education Futures
Вторая часть реальности — мир стал глобальным. Для того, чтобы поддерживать сложный мир вокруг, ни одна страна в одиночку не может позволить себе замкнуто развиваться, кроме, разве что, Китая. Почти вся планета участвует в производстве сложных технологических изделий. Это говорит о масштабе наших взаимозависимостей. Таким образом, мы все друг на друга влияем. Мы оказались в «опаньки»-мире — в мире, который становится стремительно сложнее и неопределенность в нем возрастает. Полностью коллапсировала, например, система профориентации. Стремительность технологий и ИИ диктует полное переосмысление профессий.
Спикер обратил внимание, что экономика становится всё более децентрализованной, стандартные задачи начинают решать машины и мы сейчас видим угрозу в «умных машинах», но исследования говорят, что это возможность сотрудничества технологий и людей. Вытесняются люди из рутинных профессий, и востребованы творческие люди.
Павел Лукша
Профессор Московской школы управления «Сколково», основатель Global Education Futures
Это означает, что в течение последних 200 лет модель реальности была собрана вокруг жестких навыков, но теперь работает другая модель: жесткий навык остается снаружи, который мы можем «носить» временно, а внутри — экзистенциальные, творческие и адаптивные навыки человека.
Как можно формировать эти навыки? Надпредметные (мягкие) компетенции могут развиваться через участие в разнообразии образовательных опытов. В ядре лежит обучение личности способности опираться на самого себя.
В заключение Павел Лукша отметил, что необходимо, чтобы школа стала сетевой, чтобы она стала центром экосистемы возможностей, открытой миру и без этого уже не обойтись.
Виктор Болотов, «Современные вызовы российской системе оценки качества образования»
Виктор Болотов рассказал о том, что мешает школе и детям готовиться к будущему.
Виктор Болотов
Директор Центра мониторинга качества образования, Института образования НИУ ВШЭ, д.п.н., профессор, академик РАО, член президиума РАО
Международные сравнительные исследования ввели различные виды грамотности. В результате педагоги стали путаться в понятиях: универсальные компетентности, ключевые компетентности, метапредметные компетентности, разные виды грамотности. Много новых понятий, которые не доведены до операционального уровня. В ответ министерство пытается вернуться назад, в прошлое, а не опрационизировать новые понятия. Стандарты стали совершенствовать простым путем: возвратившись к полной стандартизации образования по каждому предмету. Но нужно ли это знание каждому ребенку в будущем? Большинству детей не нужна та математика, которая закладывается в стандарт. То же касается и филологии, музыки, русского языка и так далее.
Эксперт подытожил, что цифровые оценки, сегодняшнее программное обеспечение позволяет компьютеру проверять все базовые уровни владения предметом. Учитель нужен для того, чтобы помочь ребенку выбрать свою траекторию.
Елена Юдина, «Качественное дошкольное образование: взгляд из семьи, школы, детского сада»
Елена Юдина сразу обратила внимание аудитории на то, что проблема возникает тогда, когда технологии (средства) начинают брать на себя функции целей. В настоящее время образование и обученность вступают в классическое противопоставление.
Елена Юдина
Заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской школы социально-экономических наук, к.п.н., профессор
Возникает ситуация неопределенности, цивилизационных разломов. Мы, наконец, попали в ситуацию, когда нам недостаточно философствовать, а необходимо понимать стратегию действия.
Эксперт отметила, что американский экономист и лауреат Нобелевской премии Джеймс Хекман посчитал выгодность вложений в дошкольное образование, после чего начался дошкольный бум.
Елена Юдина
Заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской школы социально-экономических наук, к.п.н., профессор

Чем серьёзнее инвестируется в раннее развитие, тем лучше жизненные результаты демонстрируют люди. Означает ли это, что все равно что делать с детьми, лишь бы пораньше? Конечно, нет. Стремление акселерировать и торопиться связано со страхом опоздать в школу. Важно наше отношение к тому, что мы ждем от технологий. Нельзя, чтобы мы доверяли технологиям свои цели, так как мы можем из них сделать свои страхи.

Три кита, на которых строится развивающее образование:


  • Вариативность (ответ на факт разнообразия) содержания, форм, методов (свобода для ребенка, его семьи и педагога);
  • Индивидуализация образования;
  • Самоценность возраста.