«Вклад в будущее» представил программу «Школа возможностей»
11 апреля в рамках Московского международного салона образования (ММСО) на ВДНХ состоялась презентация программы по развитию личностного потенциала «Школа возможностей: ради чего и как развивать личностный потенциал ребенка», учредитель которой — Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

В презентации приняли участие Пётр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»; Александр Асмолов, академик РАО, председатель экспертно-стратегического совета и научный руководитель БФ «Вклад в будущее»; Александр Моисеев, член экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала, МГПУ; Екатерина Латыпова, директор по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник»; Екатерина Хаустова, руководитель программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

Пётр Положевец представил программу по развитию личностного потенциала, ориентированную на широкую аудиторию детей и учителей. Программа уже работает в двух пилотных регионах — в Ярославской и Калужской областях.
Пётр Положевец
исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
Особенность этой Программы в том, что ключевым партнером является учитель. И я бы сказал, что в этой Программе личностного развития мы уделяем педагогам даже больше внимания, чем детям, потому что мы верим в то, что если учитель не будет знать куда двигаться, если он не определил для себя цели, то он не сможет помочь ребенку в выстраивании своих целей.
По мнению Александра Асмолова, академика РАО, д.псих.н., профессора, председателя экспертно-стратегического совета и научного руководителя БФ «Вклад в будущее», «Школа возможностей» — это новый бренд, который представляет школу, как уникальное культурное орудие социализации и индивидуализации каждого ученика с целью развития личностного потенциала ребенка в условиях четырех вызовов времени.
Александр Асмолов
академик РАО, д.псих.н., профессор, председатель экспертно-стратегического совета и научный руководитель БФ «Вклад в будущее»
Первый вызов — вызов неопределенности — жизнь в потоке ситуаций, когда ты можешь столкнуться с множеством непрогнозируемых событий. Второй вызов — вызов сложности — в современном мире невозможны примитивные адаптивные решения, за которыми стоят стереотипы. Мы уже понимаем, что наши дети не будут жить в простом мире. Ключевое отличие нас как учителей, управленцев и родителей, что мы только учимся жить в этом мире. Третий вызов — вызов разнообразия. Ключевой ответ на вызов разнообразия — вариативность в эволюционном смысле этого слова. Четвертый вызов — вызов ответственности.
Развитие личностного потенциала — это ответ на многообразие реальности и главная задача Фонда, утверждает профессор.
Александр Асмолов
академик РАО, д.псих.н., профессор, председатель экспертно-стратегического совета и научный руководитель БФ «Вклад в будущее»
Кто готов ответить на вызовы в мире неопределенности — это тот, кто выходит за рамки адаптивных схем, кто готов к решению проблемных задач, тот, кто смело идет вперед и придерживается формулы «я иду против потока, но знаю, что течение потока изменится». Все это уникальный путь, и мы хотим сделать его реальностью вариативного ценностного образования, развивающего личностный потенциал в 21 веке.
Екатерина Хаустова, руководитель программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее», рассказала о нескольких принципах достижения устойчивых результатов в общеобразовательной школе, заложенных в организационно-управленческой модели Программы: это сопровождение ребенка начиная с дошкольного возраста и до старших классов; внедрение в разные слои школьной жизни; формирование мотивирующей среды, поддерживающей ребенка во взаимодействии с педагогами, родителями и друзьями.
Екатерина Хаустова
руководитель программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
Лидер изменений — это педагог. Однако недостаточно обеспечить педагога инструментами по работе с детьми. Есть ряд условий, которые мы должны соблюсти:


  1. Поддержка со стороны региональной власти, которая разделяет ценности Программы и считает их частью образовательной политики;
  2. Главный партнер педагога — руководитель школы, поэтому ему отводится особая роль, в том числе по формированию среды в школе;
  3. Команда внедрения;
  4. Личностно-развивающая среда вокруг ребенка, включая семью, допобразование, обеспечивает глубину и устойчивость изменений.

Педагог должен быть не один, должна быть некая команда, которая позволит достичь результатов. Таким образом, обучая педагога, обеспечивая эти условия, способствуя его личностному развитию, мы рассчитываем на получение того эффекта, о котором мы говорим.

Алгоритм реализации Программы в отдельной образовательной организации заключается в следующем:

  • Первый шаг — подготовка управленческой команды, которая разрабатывает проект личностно-развивающей образовательной среды. Разработанный проект после защиты становится основанием для изменений в школе на три года.
  • Второй шаг — Подготовка педагогических команд. Обучение заключается не только в передаче методики работы с детьми, но и в личностном развитии самого педагога.
  • Третий шаг — обеспечение школы учебно-методическими материалами, старт работы с детьми.
  • Четвертый шаг — по итогам первого года реализации программы мы должны отобрать лучших педагогов и подготовить их как тьюторов, которые должны поддерживать развитие внутри образовательной организации в дальнейшем.
Руководитель программы отметила, что пакет материалов отвечает следующим принципам:


  • Простота в передаче.
  • Открытость для дальнейшего использования.
  • Легкая встраиваемость.
  • Адаптивность под разный педагогический уровень.
  • Вариативные открытые сценарии.

По мнению Александра Моисеева, к.пед.н., доцента, ведущего научного сотрудника Института системных проектов МГПУ, члена экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала, личностное развитие ребенка невозможно без изменения личности, сознания, деятельности, поведения учителя. Но школа — это сложный, живой инерционный механизм, поэтому Программа по развитию личностного потенциала «Школа возможностей» требует системных изменений через развитие образовательной среды.
Екатерина Латыпова
директор по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник»
Реализация программы с прекрасным названием «Школа возможностей» дает широкий набор инструментов как непосредственно для школы, так и для педагогов и семьи. Только при комплексной реализации программы на каждом из этих этапов возможно добиться высоких результатов при развитии личностного потенциала у детей. Учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию состоит из пособий для учителя, ребёнка и семьи. Фундаментом и одновременно ориентиром для взрослых, что все делается верно, является теория по социально-эмоциональному развитию.

Это помощник, к которому можно обращаться, сверяться терминологически и понятийно. Педагоги могут использовать в своей деятельности методические пособия с готовыми детализированными сценариями занятий и таймингом, что непременно облегчает не только подготовку к занятиям, но и их непосредственную работу с детьми. Для детей разработаны красочные, содержательно и методически выверенные рабочие тетради и игровые комплекты. Все это — результат колоссальной работы большого авторского коллектива.
На вопрос из зала, что же происходит с эмоциональным и социальным развитием учителей в рамках предлагаемой Программы, эксперты ответили:
Екатерина Хаустова
руководитель программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
Мы два года апробировали этот учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию. Уже после первого полугодия занятий мы зафиксировали условный побочный эффект — изменения у учителя: невозможно оставаться в той ролевой модели, в которой учитель привык быть, когда речь идет о чувствах, эмоциях, внутренних переживаниях. Кроме того, когда я говорила о профессиональной подготовке, отдельный блок — это личностное развитие педагога, он включает тренинги, ориентированные именно на него, а не на ребенка.
Александр Асмолов
академик РАО, д.псих.н., профессор, председатель экспертно-стратегического совета и научный руководитель БФ «Вклад в будущее»
Программа связана с учительством, имеет в широком смысле поддерживающее значение, выступая как профилактика тяжелейших феноменов личностного выгорания. Очень часто учителя остаются один на один со своими неотвеченными вопросами, а неотвеченные вопросы — это путь к неврозу. Поэтому мы даем возможность через эту Программу достичь гуманистических эффектов личностного роста. Без личностного роста нет профессионального.