Виктория Шиманская

психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков»
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
ПЕДАГОГИКА. НАВЫКИ БУДУЩЕГО

«EQ: перезагрузка системы»
Умение управлять своими и чужими эмоциями все больше ценится работодателями. Но в гонке за успеваемостью отечественная система образования и родители пока не замечают то, что нельзя «измерить».
ОДИН РЕБЕНОК, ДВА ИНТЕЛЛЕКТА

Для взрослых важно не только получение детьми новых знаний, но и достижение ими определенных целей. И, к сожалению, успеваемость ребенка, выраженная в оценках в дневнике, становится едва ли не главным из волнующих родителей вопросов. Дети и сами стремятся учиться хорошо, однако в большинстве случаев эта инициатива с годами сходит на нет и возвращается лишь в старших классах — под дамокловым мечом ЕГЭ. Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» и «учусь с удовольствием» (Рис. 1 и Рис. 2) является основной причиной повышенной утомляемости, плохих оценок, исчезновения интереса к обучению и даже проблем со здоровьем ребенка. Как сделать так, чтобы дети получали знания, при этом заинтересовав их и облегчив им процесс обучения при большом потоке информации?
Рис. 1. Данные исследования Comcon New Generation. Показатель «Я с удовольствием хожу в школу»
Рис. 2. Данные исследования Comcon New Generation. Показатель «Я стараюсь хорошо учиться в школе»


Стандартные методы обучения медленно, но уверенно уходят в прошлое. Импульс этим изменениям придали ФГОСы, которые определяют новые требования к роли учителя в жизни ребенка, его влиянию на формирование личности. Учитель должен стремиться к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивируя его принимать самостоятельные решения и эффективнее адаптироваться к окружающему миру.

На смену привычным лабораторным работам пришли индивидуальные проекты, где каждый ученик может проявить свои способности и продемонстрировать индивидуальность. Все больше распространяется игровой принцип обучения, многие перемены приходят с развитием современных технологий и с глобальной информатизацией. Эти тенденции позволяют сделать образование индивидуальным, адаптируя его к личным особенностям каждого ребенка: предпочтение формы обучения, скорость восприятия информации, склонность к тем или иным дисциплинам и т. д.

Педагоги все еще руководствуются базовыми принципами: ребенок должен «знать», «понимать», «уметь», забывая при этом об эмоциональном состоянии школьника. Однако только через удовлетворение основополагающих потребностей в любви и принадлежности (пирамида Маслоу) ребенок сможет лучше воспринимать и запоминать новый материал. И здесь требуется изменение сознания родителей, которые большее внимание уделяют интеллектуальному развитию в предметных областях. Несоответствие требований родителей и желаний ребенка приводит к психологическим травмам, отражающимся на дальнейшем развитии маленького человека.

В то же время развитые навыки социализации и эмоционального интеллекта для ребенка являются основой успешного и счастливого будущего. Например, в непростых и неприятных ситуациях ребенок, обладающий высоким коэффициентом развития эмоционального интеллекта (EQ), сумеет сделать правильные выводы и, напротив, ребенок со слаборазвитыми социальными навыками и низким EQ может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Таких проблем можно избежать, если обратить внимание на развитие эмоциональной сферы в самом раннем возрасте. В таком случае дети будут понимать себя, свои эмоции и потребности, демонстрировать адекватное поведение в различных ситуациях, спокойно воспринимать критику, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Во многих случаях именно от EQ зависит степень мотивации к развитию, профессиональный выбор, умение работать в команде. Согласно исследованию The Institute for the Future и The Phoenix Research Institute, социально-эмоциональный интеллект включен в список так называемых навыков будущего, в число которых также входят нестандартное мышление, межкультурная компетентность, когнитивное управление и др., и они становятся ключевыми для построения как успешной карьеры, так и счастливой жизни.

ИНВЕСТИРУЙТЕ В SEL

В рамках исследования «Форсайт компетенций-2030», проведенного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, был создан «Атлас новых профессий». В нем указывается, что после 2020 г. будут востребованы так называемые надпрофессиональные навыки и умения, являющиеся универсальными для специалистов разных профессий и позволяющие повысить эффективность деятельности в своей отрасли, а также иметь возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Это в первую очередь системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий, то есть оперативно принимать решения, реагируя на изменения, распределяя ресурсы и управляя своим временем. Развитие этих навыков лежит в основе социально-эмоционального обучения — Social Emotional Learning (SEL), которое давно практикуется в западных странах.

По данным исследований компании Talentsmart, 90 % успешных руководителей обладают высоким уровнем EQ, который увеличивает производительность труда во всех типах профессий на 58 %. Более того, они зарабатывают в среднем на $29 000 в год больше, чем люди с менее развитым эмоциональным интеллектом. Связь между EQ и доходами прямая: увеличение показателя EQ на один балл приводит к росту годовой заработной платы на $1300 (Рис. 3).
Рис. 3. Данные исследований компании Talentsmart



В 2015 г. в Колумбийском университете (1сноска под колонку - Center for Benefit-Cost Studies in Education Teachers College, Columbia University, www.cbcse.org) группа исследователей доказала, что доход при применении технологии SEL значительно превышает затраты на ее внедрение. Результат исследования, основанный на шести проектах с внедрением SEL, показал, что среднее соотношение расходов и доходов составляет 1 к 11. Это означает, что в среднем на каждый $1, инвестированный во внедрение SEL, возврат инвестиций составит $11.



МОНСИКИ: ПЕРЕДОВОЙ ОТРЯД

В программах SEL для детей сейчас заинтересованы не только прогрессивные родители, но и государственные образовательные учреждения, и частные детские центры. Они постепенно осознают важность вопроса. В России едва ли не единственный пример методики развития эмоционального интеллекта детей с комплексной программой для всех участников процесса воспитания и образования — это методика «Академия Монсиков», которая основана на пяти этапах развития таких параметров, как осознанность, самооценка, мотивация, адаптивность и интеллект (Рис. 4). Это полноценный курс из методических пособий и сопровождающих материалов для педагогов, родителей и детей, предназначенный для организации занятий с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, а также дома.
Рис. 4. Модель развития эмоционального интеллекта по методике «Академия Монсиков»


Главным отличием методики является использование персонажей — Монсиков, которые олицетворяют ту или иную эмоцию, помогая ребенку «подружиться» с ней (Рис. 5). Вместе с полюбившимися героями дети изучают свои эмоции через процесс игры или творчества, пытаются разобраться в чужих эмоциях и причинах их проявления. В процессе занятий ребенок учится открытости, коммуникабельности, отзывчивости, раскрывает для себя все богатство и все возможности эмоционального мира: черты личности, чувства и переживания. Результатом становятся знания и умения, помогающие подготовить ребенка к дальнейшей жизни. Проект «Академия Монсиков» решает проблемы низкой мотивации к учебе и познанию, коммуникаций и повышенной конфликтности.
Рис. 5. Герои методики «Академия Монсиков» (Компас эмоций)


С 2016 г. существует два центра «Академия Монсиков» в Москве, и уже более 15 партнеров — развивающих детских центров — в городах России и СНГ внедрили программу «Академия Монсиков» по франшизе. В 2016 г. Министерство культуры РФ выделило субсидию, благодаря которой в 2018 г. выйдет первый сезон детского анимационного сериала «Академия Монсиков». Он станет дополнением к методике и поможет быстрому развитию и масштабированию проекта.

На текущий момент более 5000 детей стали участниками программ по развитию эмоционального интеллекта с Монсиками. По оценке педагогов, воспитателей и родителей, после обучения у детей были отмечены значительные изменения по нескольким параметрам: улучшение взаимодействия с другими детьми, снижение агрессивности в группе, повышение успеваемости, улучшение атмосферы взаимопонимания в семье, усиление интереса к книгам, снижение тревожности.

Опыт нашей академии говорит о том, что сегодня важно направить систему образования не только на получение требуемых знаний, но в первую очередь на понимание эмоциональной сферы ребенка, его истинных желаний и интереса. Так ребенок начнет получать удовольствие не только от процесса обучения, но и от взаимодействия со сверстниками, научится ставить собственные цели и достигать именно их, а не тех, что навязаны обществом, сможет самостоятельно развивать индивидуальные навыки и таланты.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda