Россия и Китай «сверят часы» в цифровизации школы на конференции в Москве
Россия и Китай обсудят свои программы цифровой трансформации образования на конференции в Москве. 26 — 27 сентября в Высшей школе экономики пройдет вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект», на которой выступят ведущие ученые из нескольких стран. Ставка на новые технологии, которые должны изменить образовательный процесс, делаются повсеместно, но насколько универсальны вызовы, с которыми сталкиваются разные страны, и чему стороны могут «научить» друг друга?

26 сентября, в день открытия конференции, ведущие организации, которые ведут совместное исследование модернизации образования — российский Институт образования НИУ ВШЭ и китайский Национальный институт педагогических исследований (NIES) — представят доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». О том, как этот процесс протекает в России, расскажет научный руководитель Института образования Исак Фрумин, китайский опыт представит директор центра международных и сравнительных исследований NIES Ван Су.
«Среди педагогов немало тех, кто полагает, что цифровая трансформация — лишь очередная кампания, они свыклись с мыслью о „вечных ценностях“ школы и о том, что образование — самый стабильный общественный институт. Однако информационные технологии стремительно меняют жизнь людей, а система образования не успевает абсорбировать происходящие изменения. Это связано, в том числе, с дефицитом опережающих педагогических исследований», — отмечается в российском «сегменте» доклада. Среди ключевых задач, стоящих перед российской школой, названы развитие материальной инфраструктуры, включая дата-центры и каналы связи, разработка новых учебно-методических комплексов по математике и информатике, развитие онлайн-обучение, цифровое замещение «бумажного» контента. Важную роль будет играть повышение цифровой компетентности педагогов.

В первый день конференции (ее полную программу можно прочитать здесь) свои практико-ориентированными разработки в области ЦТО представят российские и китайские исследователи. О том, как китайские школы принимают технологии, связанные с искусственным интеллектом, расскажет Гу Сяоцин (Восточно-китайский педагогический университет). Академик РАН Алексей Семенов представит исследование, посвященное тому, как ИИ может поспособствовать в преодолении цифрового разрыва между школой и миром.

Успешный опыт создания и массового внедрения цифрового учебно-методического комплекса для обучения программированию дошкольников представят А. Кушниренко и А. Леонов (РАН). Последние тенденции в применении искусственного интеллекта в образовании осветит Шицзинь Ван, директор исследовательской лаборатории компании-первопроходца на рынке ИИ в образования Китая — iFLYTEK.

27 сентября перед участниками конференции выступит директор лаборатории сложных интеллектуальных систем Китайской академии наук Тан Шумин, а также А. Уваров (НИУ ВШЭ — РАН), который стоял у истоков развития информатизации образования в нашей стране. Один из ключевых спикеров конференции профессор Лондонского университета Манолис Маврикис. Завершится конференция дискуссией о перспективных исследованиях в области цифровой трансформации образования, в которой примут исследователи, представители сектора Edtech и органов власти.

Совместное исследование путей модернизации образования было начато Россией и Китаем два года назад: на межправительственных переговорах в Гуанчжоу соглашение об этом подписали НИУ ВШЭ и NIES. Сегодня исследователи готовы поделиться выводами о том, с какими проблемами сталкиваются кампании по цифровизации в каждой из стран, и представить лучшие разработки в области искусственного интеллекта и цифровых технологий. Взаимодействие с Китаем в цифровизации образования открывает для России большие перспективы, потому что «мы можем наблюдать, как трансформирует образование страна, которая в значительной степени будет определять развитие мира в следующие десятилетия», — считает Исак Фрумин.

Совместный проект двух институтов продолжится до 2030 года.