Александр Рудик

предприниматель, профессиональный инвестор, сооснователь ряда образовательных проектов, общественный деятель
EDexpert / №2 ЗИМА 2017
СТАРТАПЫ. ИНВЕСТОР

«ИННОВАЦИИ: НЕ БЛАГОДАРЯ, А ВОПРЕКИ»
Среди тех, кто работает в сфере образования, да и среди продвинутых родителей вряд ли найдется тот, кто хоть раз не смаковал публикации онлайн-издания mel.fm. Сегодня мы пригласили на интервью инвестора образовательных проектов и сооснователя проекта «Мел» Александра Рудика.
ОЧАГИ НОВЫХ «СМЫСЛОВ»

Александр, что движет крупным капиталом, который вкладывает средства в новые проекты в образовании?

Во-первых, это расхождение существующей системы образования и запросов общества. Самый показательный пример — устойчивый тренд индивидуализации образовательной траектории. Система образования, построенная на принципах унификации, не в состоянии решить эту проблему, в то время как частные компании блестяще справляются с этой задачей. Может быть, пока не глобально, но это только вопрос времени. Альтернативные образовательные ресурсы возникают и финансируются именно потому, что есть запрос на персонализацию в образовании.

И, во-вторых, инвестиции в образовательные проекты имеют очень хорошую отдачу для инвестора, даже если эта отдача выражена не всегда в деньгах.

Что является мотивом именно для вас?

Я отец шестерых детей, и уже много лет наблюдаю за образовательным процессом на своем собственном опыте. Мои дети получили, получают и будут получать образование здесь, в России, поэтому я решил, что буду заниматься образованием как системой, чтобы образование как система не занялось моими детьми (смеется). И, конечно, меня вдохновляет эта сфера, от реализации удачных проектов испытываешь настоящее удовлетворение.

А потребности экономики в новых профессиональных кадрах не являются мотивом для вложений?

Я вообще не сторонник выражения «профессиональная подготовка кадров». На мой взгляд, экономика нуждается не в кадрах, а в грамотных, современно мыслящих людях, обладающих «навыками будущего», которые, безусловно, будут гораздо более востребованы на рынке труда, особенно учитывая тот фактор, что профессии в текущем понимании их значения сильно трансформируются. И если общее и дополнительное образование уже начинает трансформироваться под эти вызовы, то базовое профессиональное образование еще только стоит на пороге осмысления своей новой роли. Здесь как раз открывается очень много возможностей для новых проектов и инициатив, прежде всего частных.

В то же время все закладывается в школе, даже в детском саду…

Я очень ценю усилия тех, кто сейчас открывает новые частные школы — новые не по дате основания, а по содержанию. И хотя в масштабах страны они охватывают незначительный процент учащихся и чаще делают ставку только на детей с развитыми способностями, тем не менее новые школы становятся очагами новых «смыслов» и технологий, примерами для тех, кто идет следом.

Таких школ сейчас единицы. Что можно было бы сделать, чтобы их опыт быстрее расходился?

Делать больше новых школ! Правда, открытие и поддержание деятельности таких современных решений, как «Летово», «Хорошкола», «Дилижан», «Новая школа», очень затратно и, на мой взгляд, не является пока бизнес-кейсом, поэтому не станет предметом серьезного тиражирования. Соответственно, необходимо найти более доступные варианты, такие, которые не требуют серьезных финансовых вложений. В рамках решения этой задачи мы с командой сейчас работаем над созданием специального ресурса — агрегатора решений, используя который можно было бы не изобретать каждый раз свое, создавая авторскую школу (это уникальные продукты, их невозможно тиражировать), а применять современные эффективные методики, подходы и решения. И мы будем очень благодарны, если коллеги поделятся своими кейсами.

Почему именно частные компании становятся питательной средой для инноваций в России?

Потому что во всем мире инноваторы действуют не благодаря, а вопреки. От государства не приходится ждать выполнения этой роли, оно по своей сущности всегда будет стремиться к максимальной стандартизации, регулированию и контролю, особенно в такой географически протяженной стране, как Россия. Практически во всех странах за редким исключением государственные школы зарегулированы до предела. Хуже, лучше, но в основной массе они однообразны.

Главная же особенность отечественных барьеров на пути инноваций в образовании — чиновничий принцип «как бы чего не вышло». Особенно в сфере образования и воспитания детей, которая является очень чувствительной с точки зрения общественного внимания и интереса. Все это выражается и в рисунке правового поля, и в поведении чиновников от образования.

Кроме того, естественным тормозом перемен становится ментальность нашего общества, не имеющего опыта реализации общественных инициатив. Применительно к образованию — то же родительское сообщество может стать движущей силой перемен и проводником множества инициатив, в том числе и частного характера. Инструментами таких изменений могут стать управляющие советы образовательных организаций, которые влияют на решения администраций этих образовательных организаций.

Вы возглавляете комитет «Деловой России» по профессиональному образованию и подготовке кадров. Что сейчас на повестке комитета?

Одним из приоритетных проектов на данный момент является организация Всероссийской олимпиады «Я — профессионал», которая призвана помочь мотивированным и талантливым студентам предъявить себя и свои достижения ведущим вузам и компаниям-работодателям. Представители компаний — членов «Деловой России» примут участие в разработке олимпиадных заданий для студентов, проверке работ, проведении открытых лекций и мастер-классов.

«ГОРЯЩИЕ ГЛАЗА» И «БЕЗУМНЫЕ ГОЛОВЫ»

Каковы критерии для вашего участия как инвестора в проекте? Что вы оцениваете прежде всего?

Во-первых, я оцениваю проект с точки зрения соответствия моим собственным амбициям. Как по масштабам — я бы не стал тратить время и средства на проект, рассчитанный на уровень «бутика» для сотни человек, так и по ценности, которые этот проект создает и привносит, — делать 101-е курсы по обучению математике я тоже не стал бы. Во-вторых, я смотрю на команду, на ее желание реализоваться. Ищу те самые «горящие глаза» и «безумные головы» — это очень важно. И, в-третьих, стремлюсь оценить общественное благо, которое принесет проект. Доход для меня не самый главный фактор.

К примеру, я очень доволен, как работает и развивается компания, известная на рынке под брендом Maximum. Ее методика и преподаватели действительно помогают старшеклассникам в вопросах подготовки к стандартизированным экзаменам. Также мне приятно, когда люди говорят спасибо за «Мел».

Какие из проектов на рынке вам самому нравятся?

Я бы отметил дистанционный тренинг для школьников «ЯКласс». Нравится питерская команда «Поступи онлайн», они помогают старшеклассникам и абитуриентам определиться с поступлением. Хороший продукт у «Учи.ру». Из западных произвел большое впечатление проект Knewton, который использует искусственный интеллект для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Все это продукты в сфере ИКТ, а могут ли заинтересовать инвестора инновационные офлайн-проекты без серьезной технологической составляющей? Или они на сегодняшний день обречены?

Напротив, я считаю, что офлайн-проекты зачастую могут оказаться даже более устойчивыми на рынке, в них большую роль играет сама команда, это невозможно повторить. Пусть они обладают средней маржинальностью, но могут оказаться не менее интересными для бизнеса.

Кто сегодняшние стартаперы в образовании?

Те же люди, что и в любой другой сфере бизнеса, то есть те, кто ищет проблемы на свою голову. В хорошем смысле, конечно! Они часто не удовлетворены существующим положением дел — собственных или в сфере, которую выбрали. Они готовы смело покидать зону комфорта и идти на изменения. Они готовы постоянно учиться, открывать новое. У них здоровые амбиции и глубокая вера в свой проект.

Что бы вы посоветовали этим ребятам?

Обязательно научиться вставать после падения, потому что падения неизбежны. Не ждать быстрой и огромной прибыли, ведь чудес не бывает. Быть честными с самими собой и с партнерами. Быть открытыми и к сотрудничеству, и к рынку вообще. Как показывает мой опыт, закрытость приводит к ограниченности.



Беседу вел Денис КРАВЧЕНКО,

издатель EDexpert





СПРАВКА



Александр Адамович Рудик — предприниматель, профессиональный инвестор, сооснователь ряда образовательных проектов, общественный деятель.

В 2011 году основал инвестиционную компанию «Нова Капитал».

С 2016 года — основатель и президент управляющей компании в сфере образования «Прообраз». Идейный вдохновитель и основатель движения «Родительская лига», объединяющего компетентных родителей, готовых вступать в диалог с государством и образовательными учреждениями.

Сооснователь и инвестор образовательных проектов:

«Максимум» — образовательная компания с мировым опытом в области подготовки к стандартизированным экзаменам;

Clevver — платформа, реализующая механику игрового обучения для проверки знаний;

«Мел» — онлайн-издание, посвященное вопросам образования.

Александр Рудик является председателем Общественно-делового совета при проектном комитете по стратегическому направлению развития РФ «Образование».

С 2017 года руководит комитетом по профобразованию и подготовке кадров Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda