Дмитрий Разумовский

руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
В ЦИФРЕ

«СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ОТ ВЕНДОРОВ»
Экзоскелеты, сопряженные с мозгом, встроенные контактные линзы, имплантаты, позволяющие слышать шепот за стенами, — все, что казалось фантастикой еще недавно, теперь ориентир, которого предстоит достичь за ближайшие 10-20 лет.
ПРОГРАММА-2035

Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г. поставила новые задачи перед обществом в целом и системой образования в частности. Именно школам, колледжам, вузам предстоит готовить кадры, которые станут создавать будущее. Готовы ли российские учебные заведения к современным вызовам?

Этот вопрос обсуждается в последнее десятилетие, и даже дольше. И ответ обычно довольно пессимистичен. В связи с этим любопытно взглянуть на ситуацию 4-5-летней давности. «У российских вузов осталось лишь несколько лет, чтобы приспособиться к новым условиям, возникшим в результате всеобщего распространения Интернета и появления мгновенного доступа к любой информации, — выживут только те из них, кто выдержит связанное с этим усиление конкуренции», — говорил в 2013 г. тогдашний глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов[1].

Эти несколько лет прошли. Система образования столкнулась с тем, что четыре года назад было достаточно бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте. Теперь же необходим мощнейший забег в стиле Усэйна Болта. Учебным заведениям предстоит работать на опережение, чтобы быть в состоянии готовить кадры, способные создавать цифровую экономику.

Пока же ситуация, к сожалению, неутешительна. Ни один российский вуз не попал в рейтинг Reuters 100 наиболее инновационных университетов Европы, которые осуществляют максимальный вклад в развитие науки и технологий. А ведь именно технологии являются ключевым фактором в цифровой экономике. Без кадров, способных их развивать, путь к обществу новой формации будет бесконечно долог.

Минэкономразвития в начале августа сообщило о самых неэффективных госпрограммах, и среди них — «Развитие науки и технологий». Чуть лучше, но тоже не в ожидаемом объеме реализована программа «Развитие образования». В ее рамках не выполнены планы, связанные с созданием новых мест в школах и студенческих общежитиях, а также с увеличением числа лауреатов премий в области науки и искусства. Причины низкой эффективности программ не сообщаются, и мы не будем пытаться их проанализировать. Для нас важен сам факт, что сферы науки, технологий, образования (ключевые для подготовки кадров новой формации) развиваются недостаточными темпами.

Меж тем нынешние школьники, которые через несколько лет выйдут на рынок труда, видимо, отлично чувствуя тенденции и веяния времени, сами «голосуют ногами» за технологии. Вузовская приемная кампания этого года показала, что все больше абитуриентов идет на информационные специальности. Ребята хотят изучать языки программирования, математики, и, без сомнения, они будут высоко востребованы. По нашим оценкам, ежегодная потребность в ИТ-специалистах может возрасти до 500 тысяч человек в год в условиях движения к цифровой экономике и повышения ее конкурентоспособности.

Другое дело, какого качества знания, навыки студенты и школьники получат в аудиториях. Ведь даже то учебное заведение, которое искренне ратует за изменение и улучшение программ и технологий обучения, сталкивается с известными проблемами. Это и необходимость соблюдать жесткие требования ФГОС и нормативов, и недостаток финансирования, и отсутствие современной материально-технической базы, и еще десяток других. К тому же вузы и школы стоят перед неизвестностью: будет ли эффективной очередная госпрограмма, принесет ли долгожданные изменения? Гадать можно бесконечно долго, но исход все равно будет, как в анекдоте про возможность встретить динозавра на улице: 50 на 50 — либо встретите, либо нет.

МАЯК В МОРЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Итак, задача по подготовке кадров поставлена. Программа развития до 2035 г. прямо указывает: «Система образования должна лучше оснащать людей навыками и знаниями, чтобы они отвечали требованиям цифровой рабочей среды и общества знаний. <…> Необходимо содействовать более широкому использованию цифровых средств информации в образовании на протяжении всей жизни человека».

«Система должна». Но на практике спасение кадров для цифровой экономики становится делом рук самих кадров и каждого конкретного учебного заведения. Речь, действительно, идет о том, как удержаться на плаву и не «утонуть» в потоке стремительно меняющихся технологий, новых требований рынка труда и реалий общества в целом.

Перейдя от программ и планов к конкретным шагам, учебные заведения сталкиваются с двумя задачами:

1. Для тех, кто только учится, необходимо регулярное, раз в два-три года, обновление учебных модулей. Их сочетание с классической фундаментальной подготовкой, со стремлением вузов сохранить суть и глубину профессии, что хорошо и правильно, способно дать обучающимся максимально актуальные на момент выпуска из учебного заведения знания и навыки.

2. Нужна система переподготовки и повышения квалификации уже работающих кадров, чтобы они могли адаптироваться к цифровой экономике. А для этого необходимо открытие на базе учебных заведений дополнительных курсов и внедрение соответствующих программ. Особенно актуально такое переобучение для тех, кто окончил вуз или колледж/техникум более десяти лет назад.

Справятся ли вузы и заведения СПО с полумиллионным дефицитом ИТ-специалистов? При всем уважении, думается, вряд ли. На помощь тут приходят опять же государственные программы и проекты. В частности, недавние гранты от правительства РФ на развитие онлайн-обучения, которое призвано увеличить численный охват обучаемых и переобучаемых. С другой стороны, оказать необходимую поддержку готов бизнес. Зачастую вендоры не только производят собственные технологии, но и учат с ними работать.

20 лет по всему миру такую образовательную кампанию ведет Сетевая академия Cisco. На данный момент более 10 тысяч академий Cisco действует на базе учебных заведений в 170 странах. Ежегодно в них проходят обучение более 1 млн человек. За время существования академии выпущено почти 7 млн слушателей. В России, где академия работает 18 лет, обучаются более 22 тысяч человек в год. Более 20 тысяч преподавателей в мире являются инструкторами академии.

Передовые российские вузы и колледжи уже внедрили учебные программы Cisco в учебный процесс — отдельными курсами или встроенными модулями. Их содержание регулярно обновляется, и, следовательно, «на выходе» мы получаем специалистов, знания которых актуальны, а сами они готовы адаптироваться к условиям цифровой экономики. Для вузов и учебных заведений СПО даже разработаны типовые программы для ряда специальностей в области ИТ, в которые интегрированы модули курса «CCNA Маршрутизация и коммутация».

Программа обучения Сетевой академии Cisco охватывает и школы. Предполагается, что их задача не только дать общее образование, но и подготовить абитуриентов к учебе в колледже или вузе. Но на деле выходит так, что 20 % обучающихся отчисляются еще на первом курсе, так как не справляются с нагрузкой из-за большого разрыва между школьной и вузовской/ссузовской программами. Таким образом, эти учебные заведения вынуждены либо попрощаться с неуспевающими первокурсниками, либо потратить не менее года на их дополнительное обучение и адаптацию. Во избежание такого разрыва Сетевая академия Cisco реализует в школах курсы «Основы ИТ», «Основы сетевых технологий», «Введение в интернет вещей» и «Введение в кибербезопасность».

Быть готовыми учить и учиться так, чтобы соответствовать требованиям цифровой экономики, участвовать или нет в ее построении — вопрос выбора. Мы не случайно заговорили про спасение утопающих и заодно хотим напомнить и без того известную байку про двух лягушек, упавших в молоко. Одна сложила лапки и утонула, а вторая барахталась-барахталась, взбила масло и выбралась из кувшина. Как и в каком объеме будет реализована программа развития цифровой экономики, покажет время. Но у каждого конкретного человека должна быть возможность сделать выбор в пользу своего профессионального развития, чтобы завтра не оказаться безработным. Каждое конкретное учебное заведение способно решать, кадры какого качества оно будет выпускать и будет ли эффективным. В такое время живем: приходится «барахтаться» и успевать за стремительным развитием технологий. В связи с этим помощь со стороны бизнеса — это если не спасательный круг, то как минимум маяк, который подскажет, куда плыть.


[1] Д. Д. Ливанова на деловом завтраке Сбербанка РФ в рамках работы Петербургского международного экономического форума. C.-ПЕТЕРБУРГ, 21 июня — РИА Новости http://ria.ru/society/20130621/944834266.html


(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda